Сибирские огни, 2001, № 1

КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ Алексей ГОРШЕНИН ИЗ К Н И Г И « А Б Р И С Ы » «С МИЛЫМ КРАЕМ ДЫШУ ЗАОДНО...» («Родительский дом» Александра Плитченко) Сказать однозначно, кто он — поэт, про­ заик, публицист, переводчик, драматург, ли­ тературный критик — вряд ли возможно, ибо плодотворно работал Александр Иванович Плитченко во всех этих жанрах. Им написа­ но несметное количество стихов, несколько повестей и пьес, множество статей, рецен­ зий, эссе. Он активно переводил с языков народов Сибири (особо следует отметить художественный перевод алтайского геро­ ического эпоса «Маадай-Кара» объемом в несколько тысяч строк). Сам себя он полу­ шутя называл «многостаночником». Но все- таки главный и любимый его «станок» была поэзия. С нее «на заре туманной юности» началась у А. Плитченко литературная жизнь. С ней он не расставался до последних дней своих. Наверное, не будет преувеличением сказать, что он и родился поэтом. Во всяком случае (как сам вспоминал) «сочинять и за­ писывать придуманное начал, когда еще тол­ ком и писать не умел... В старших классах начал писать постоянно и много». В четыр­ надцать лет первые его стихи и рассказы по­ являются в местной прессе. В двадцать он дебютировал в еженедельнике «Литератур­ ная Россия». Добрые напутственные слова тогда сказал о нем Егор Исаев. А год спустя — в 1964 — вышла первая книжка стихов А. Плитченко. Адресовалась она детям и называлась «Про Сашку». С это­ го времени его книги в Новосибирске и Москве стали выходить с завидной регуляр­ ностью (на сегодня одних только поэтичес­ ких сборников у Плитченко не менее двух десятков). Впрочем, сама по себе плодови­ тость, какой бы впечатляющей она ни была, еще мало о чем говорит. Однако всем своим творчеством А. Плитченко успешно доказы­ вал, что пишет он не только много, но и хо­ рошо. Прозрачно-чистый и ясный, как воз­ дух сельского приволья, стих его сразу же располагал к себе, ложился на душу. П олевым и п ти ц ам и звенело, О сы п ало росы па леса, Утро не алело — зеленело И тек л о ог п о ч вы в небеса! Бы л рассвет п росторны й и вы соки й . О ж и вала, зеленея, вы сь — М ощ ны е древесны е потоки В небеса п ри вол ьн о проли ли сь. И, где зелень стал а голубою, Над землей ум ы той , молодой Говорило раннею листвою Дерево с последнею звездой... А главным предметом изображения едва ли не с первых литературных шагов А. Плитченко становится «родительский дом». Так, кстати, поэт назвал и одну из своих книг. Назвал глубоко продуманно, поскольку по­ нятие это значило для него всегда чрезвычай­ но много. Прежде всего, это — «дом, в кото­ ром мы рождаемся, который полнится запа­ хом хлеба, березовым свежим теплом». И в стихотворных картинах поэта он выпукло зрим, почти осязаем. Как и чудные пейзажи золотой «матерь Барабы», где «над травой витают сказки теплого летнего детства». С той же проникновенной любовью и лиричностью рассказывает А. Плитченко о дорогих его сердцу людях «родительской земли» — будь то вечно живые в памяти отец и мать, «уличный пастух» Гриша Стрельни­ ков, старик из села Волчья Грива или же ме­ ханизатор, который на своем тракторе «у березняка черную борозду тянет». 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2