Сибирские огни, 2001, № 1
селянина, и мало что может сравниться с могучей этой ненавязанной властью и влиянием. Много чего повидала земля. Иные годы омрачили её нестираемой тенью, отшу мели зловещим вороньём, свеивающим с чёрных своих крыл лишь горести, лише ния и печали. Но в то же время какие ярмарки и свадьбы угомонились в тумане лет, какие отскакали тройки, унося в долгую людскую память расписные кошевки и роз вальни, оставляя после себя снежную кутерьму да жесткую ископыть. А какие про голосные, раздольные были сложены песни. Они вбирали не только милые сердцу просторы, любимые образы и впечатления жизни — и доля людская туда вплеталась, чаяния, надежды, чтоб можно было всё это при случае песней выдохнуть, выплакать в мир и разнежить душу. А сколько возле хлебного поля открывается людям умиротворения и чудесной поэзии. Светлейшие падают на него росы, широкие хлебозоры полыхают над ним. И сколько почти детского волнения испытываешь, когда ненароком захватит в поле духмяная, таинственная ночная темь с запоздалым каким-нибудь одиноким огонь ком вдалеке. Нигде, наверно, кроме своей земли, не услышать таких редкостных по красоте слов российских как «Пашня», «Озимь», «Зябь» , «Пожня», «Страда», сотен других, не менее драгоценных и точных. Приятно знать и видеть — как старый сельский сибиряк любит, ценит и бережёт самородный, издавна укрепившийся на деревне духовный лад, простоту и доверчи вость земляков, высокую нравственность и совершенно уникальную русскую дере венскую культуру — культуру крестьянского дома и двора, огорода и поля, семей ного уклада и быта. Возможно, снобам, коих хватало во все времена, культура эта казалась и кажется приземлённой, незатейливой, без тайн. Но этой культуры испо- кон хватало, чтоб вырастить на селе богатого душой, порядочного человека, рачи тельного, сметливого, расчётливого хозяина, понимающего землю и умеющего ра ботать на ней. Много чего повидала земля: губительные ливни и жестокие засухи, трескучие морозы и снеговые падеры. Она же делала всегда одно, привычное и святое дело — рожала хлеб, как сто лет назад, как тысячу, как, может, сто тысяч. За века оставили па ней свои следы разные люди — равнодушные и любознательные, бескорыстные и жадные, красивые и уродливые, бесправные и могущественные. И не все с плугом и бороною, с заботой и лаской, а были, как известно, и с огнём, с кровопролитьем и прочими злодействами. Но она, Земля —мать, сама не раз становившаяся предме том жестоких раздоров между людьми, целыми народами и государствами, всех нас в конце одинаково примет, примирит и уравняет. Наверно, до недавнего времени и не грезилось ей, что вместо осторожной, продуманной людской помощи, станут её грубо поучать, как делать своё извечное дело, поправлять и подхлёстывать. Или, к примеру, такое: явились в печально памят ные годы шибко учёные люди и не только простодушного селянина — самоё приро ду заморочили и сбили с пути. Зачем-то, словно боясь живой свидетельской огласки, вытравили в лугах и лесах всё до чуточной пташки и ящерки. Затем, якобы выравни вая посевные площади, принялись спрямлять малые реки, после чего они, лишив шись почвенной, родниковой подпитки на вековых своих извивах, пересохли начис то. Не хотелось бы ворошить всё это, но здесь — к месту, да к тому же земля и совесть не дают забыть ту странную деятельность. Деревни тогда недоумённо притихли, затаились средь своих угодий, но не убе реглись — и о них вспомнили ретивые реформаторы земли, до них добрались — стали укрупнять, стаскивать по пять в одну, где люди, стронутые с родных мест, не приживались и с удрученными сердцами разбредались кто куда. Не ново это, повто римся, печально, а помнить надо. Много чего повидала земля. Но чтоб бойкие на слово молодцы, никогда не державшие на холёных руках свежего зерна и зачастую никакого отношения к земле не имеющие, кинулись на весь белый свет охаивать её и деревню, их кормящую, объявлять с какой-то злобной радостью о нерентабельности, ненужности угодий и хозяйств — такого ещё не было видано и совсем недавно могло присниться только в кошмарном сне. Спешно и безнаказанно недобрыми людьми подверглось хищному коршунячьему растаскиванию всё коллективное добро, нажитое за многие десяти летия упорной работы, самоотверженности, подлинного трудового героизма про стых сельских жителей. И стоят ныне на унылых ветрах остовы мёртвых ферм, теп лиц, скотных дворов, сушилок и прочих строений, как после всесветного мора или жестоких на этом месте сражений. 197 ВИКТОР БАЯНОВ іЛЦМ ЧИСТОЕ ПОЛЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2