Сибирские огни, 2001, № 1

СИБИРЬ ЗАПОВЕДНАЯ Виктор БАЯНОВ ЧИСТОЕ ПОЛЕ ...Поднявшись над раздольем нивы. И в радостный, и в горький час Тревожный чибис: «Чьи вы? Чьи вы?» — Завидев, спрашивает нас. Чтоб помнить мы не перестали Под нашим небом иль чужим, В каком краю мы вырастали, Какой земле принадлежим. Говорят: рыбам вода, птицам воздух, а человеку — вся земля. Если посмотреть на карту Кемеровской области, нетрудно заметить, что в непостижимо далёкое, ту­ манное для нас время, ледниковые подвижки, другая ли какая сила, как бы срезала и спихнула к югу и юго-востоку некий земной слой вместе с великими богатствами, наворотила там массу гор, кряжей, отрогов, покрытых непролазной тайгой. Запад­ ную же часть наоборот — разгладила, как столешницу, словно бы приготовила для будущих хлебородных пашен. Первопроходцы, думается, не задерживались на редколесных, ничего в то время не дающих равнинах, устремлялись к горам, к тайге с пушным её золотом, к обиль­ ным рыбою рекам, где светил им надёжный, устойчивый фарт. Но кто-то нет-нет да останавливался, оглядывал округу, так и этак прикидывал и резонно заключал, что всю-то её, землю-матушку, не обойти и не объехать, а вот этот уголок вольного, распахнутого перед ним мира словно именно для него уготован и на пути его по­ ставлен — и местоположение весёлое, и речушка тут прихотливо извивается, безы­ мянная пока, с заплесками своими, омутами да поёмными лужками. А рядом, по­ дать рукой, настороженный стройный лес окаймляет поле, пока ещё ничем не заня­ тое, дикое, или как его ещё называли — чистое поле. Это определение давно уже стало всего лишь поэтической фигурой, хотя и суждено было ему остаться на века в народных преданиях и песнях. Старые сибиряки от своих дедов и прадедов знают, что такие поля вкупе с околь­ ными прихватами, так называемыми ополками да лесной росчистью обретали вско­ ре вид баский, ухоженный и по-особому дорогой, с необоримой, почти смертель­ ной притягательностью и такой мерой красоты, какую только способна осмыслить и принять душа, чтоб понести через годы и поколения. По всему, рано было предками нашими понято, что земля не просто почва, твердь, это нечто большее. Земля, природа учили упорству, мужеству, риску, обога­ щали драгоценным опытом. В деревеньках, чаще всего получавших названия по именам или фамилиям первых поселенцев и ставших позднее нашей малой Роди­ ной, ютились люди, для которых не находилось более приманчивых мест. Они смиря­ ли в себе бродяжническую, кочевничыо страсть и начинали всё прочней и прочней, не ссорясь с коренными ясачными народами, «садиться» на землю, настраиваясь не на даровую удачу, а на тяжелый земледельческий труд. Как, наверно, везде, возле одного хуторка или заимки через какое-то время роилась крепкая кучка дворов ро- довы и соседей, и невиданные дотоле в диких местах голосистые петухи уже оглаша­ ли окрестность, белоголовые ребятишки гомонили на речке, а лёгкие луговые и застоялые лесные запахи всё явственней стал забивать ни с чем не сравнимый, ред­ кий тогда в Сибири хлебный дух. С этого-то момента хлеб — всему голова. Это признаёт сам сельский люд, полностью отдающий свою жизнь, свою судьбу под добровольное начало Его Величества Хлеба насущного. От хлеба, от урожая испо- кон зависит благоденствие, крепость семьи, характер, здоровье, планы, настроение 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2