Сибирские огни, 2001, № 1

Первым из кораблей уходит «Капитан Данилкин». Портовый кантовщик та­ щит его на буксире, потом делает круг и заходит с левого борта. Я гляжу через два мутных стекла. Прямо напротив дым из трубы, буруны из-под винтов. Кантовщик отчаливает. Решил сходить после обеда на кладбище, поискать могилу Михасенков. У вешалки в столовой оказался рядом с незнакомой женщиной, видимо, гостьей какого-нибудь учреждения, помог одеться, спросил, чем она так чудно пахнет. — Из Америки присылают. Ну надо же! Ветер, мороз. Опустил у шапки уши и защелкнул под подбородком. Прямо перед профилакторием на склоне — могильный памятник некоему Федорову (1863 — 6.05.45). «Остаток жизни весь помнить буду о тебе, Мария». Прошел по дороге на горе (оказывается, это улица Дудинская) дальше, туда, где куча ржавого хлама, стойки, остовы вагонеток, куски угля и руды — то, что было угольным причалом. Рельсы в сторону нефтебазы. Справа на пустыре, рядом с промзданиями и гектарами свалки, двухэтажный жилой дом, обитый шиферными щитами. Белье по­ лощется на веревке, а рядом — ничего жилого. Контейнеры-гаражи с адресами владельцев. Такое разнообразие типоразмеров, что можно изучать грузоведение. Иду мимо нефтебазы. Вблизи баки не такие ровные и чистые, какими кажутся издали. Грубые швы сварки, вмятины. Справа, на пригорке, триангуляционная выш­ ка и столбики памятников. Но не видно никакой дороги, впереди тундра, лишь кое-где присыпка рудной щебенки. Я остановился, со мной поравнялся мужчина в шапке с опущенными ушами. — Как попасть на кладбище? — задал я дурацкий вопрос. — Можно пройти вон под тем коленом газопровода. — Не провалюсь? — Здесь нет, а на кладбище можно, там все подтаяло. Это старое кладбище, новое за рыбзаводом. — Мне как раз старое и нужно. За коленом газопровода, прямо перед входом на кладбище, если это можно назвать входом, обломки досок, другой хлам. Могилы запущены, не ухожены, поко­ сились, провалились, без оград; дикая поросль кустов, возле дороги желтые цветоч­ ки. Брошенная сторожка, окна и двери сняты, виднеется железная кровать. Под нога­ ми пустые тетрапаки от портвейна. Могила под шатром восемнадцатилетнего грузи­ на, трагически погибшего в 1965 году. Это под самой вышкой. Глупо было бы что- либо искать в этом хаосе. Никаких глубоких мыслей о бренности земной меня не посетило, просто было стыдно — и за себя тоже. Сделал зачем-то пару снимков, вышел другой дорогой, мимо капитальных гаражей, и свернул к реке, пройдя по другую, северную сторону нефтебазы и через тундру с белыми пучками мелких цветочков, пристающих к штанинам; вышел к обрыву, справа внизу оказался пасса­ жирский причал. У дебаркадера кормой вверх, на юг, стоял пассажирский дизель- электроход. Я нашел тропу и спустился на дорогу. У берега — контейнеры для лодочных моторов, экскаваторный кран грузит песок на подъезжающие самосвалы. На пристани шла горячая работа: грузчики, в основном лица кавказской нацио­ нальности, таскали коробки и тюки в крытый кузов автомашины. Спускаться на де­ баркадер не хотелось, но тут густой голос по громкоговорящей связи объявил, что дизель-электроход «Ипполитов-Иванов» через пять минут отправляется в рейс. На этом дизеле мы с Игорем шли из Дудинки в Игарку летом девяносто пятого. Я никого на нем не знал, кроме проводницы, с которой сначала поругался, а потом она пообе­ щала меня любить, если я ее хорошо обеспечу... Я прошел на дебаркадер. В коробках из-под казахских сигарет были дыни, капуста, яблоки. Четверка «менеджеров» не­ громко переговаривалась в сторонке. Вдруг один грузчик — старый русский бич, с красным лицом, без шапки — неловко поднял коробку, из нее посыпались яблоки. «Лица» разом загалдели, стали толкать старого грузчика, взывать к менеджерам. Один из тех, в короткой дубленке, красиво подстриженный, подошел к старику, толк­ нул; «Иди отсюда!» Тот забормотал, оправдываясь; слава Богу, дело кончилось ми­ ром, старику дали заработать. Пассажиров было несколько ребят — то ли молодых коммерсантов, то ли сту- дентов-абитуриентов. Простоволосая девица в коротком пальто сошла по трапу, и 171 ВЛАДИМИР НИКИФОРОВ У&Щ ПОСЛЕДНИЙ ПАРОХОД

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2