Сибирские огни, 2001, № 1

ВИТАЛИИ ЗЕЛЕНСКИИ СИБИРЬ КАК КОЛОНИЯ догматически легкомысленное отношение к воспитанию человека, которому обе­ щали скорый приход коммунизма. Сейчас самые умные и совестливые ищут выхода из катастрофы, а самые на­ глые, циничные, жестокие себялюбцы делают все, чтобы как можно большее число людей этой грозящей беды не заметило. В виде отвлекающих ярких игрушек предла­ гают различные проекты устройства Сибири как самостоятельного, независимого от России государства. И откуда что берется. Лет пять тому назад мне пришлось беседовать на эту тему с корреспонденткой шведского радио. Признаться, ее визит в Новосибирск и желание говорить именно со мной были для меня неожиданны. И я сказал ей об этом. Мария, так ее звали, призналась, что она уже побывала в Иркутске у известного писателя, который ее любопытство оставил без ответа, а рекомендовал меня в качестве чуть ли не специа­ листа по этим делам. Тут я удивился еще больше. Мы с этим действительно большим писателем провели немало часов в беседах о Сибири, ее истории, в том числе, конеч­ но, о движении областничества, связанного с именами Ядринцева, Потанина и дру­ гих сибирских деятелей, судимых в 1867 году, приговоренных правительственным Сенатом к большим срокам каторжных работ на рудниках, замененным царской милостью на ссылку. Но отделить Сибирь от России? Это уж слишком... Откроем «Советский энциклопедический словарь» 1980 года издания. Что там написано о сибирских областниках? «Условное наименование группы обществен­ ных деятелей (Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев и др.) 2-й половины 19— начала 20 веков, сторонников экономического и культурного развития Сибири». Все. Что же было плохого в заботе просвещенных людей о процветании их любимой родины? Именно они, ранние областники выражали протест против того, чтобы Сибирь и через 300 лет после присоединения к России оставалась только сырьевой колонией, источни­ ком обогащения чиновников и нарождавшейся буржуазии, оставаясь в темноте не­ вежества и бескультурья. Величайшей радостью для них было открытие в 1880 году первого сибирского университета в Томске. Н.М. Ядринцев считал это делом всей жизни, своей и других патриотов-областников победой. В Америке уже сто лет существовало и развивалось самостоятельное независи­ мое государство Северо-Американские Соединенные штаты. Уже закончилась и граж­ данская война между Севером и Югом, объявлены свободными чернокожие рабы, доставленные сюда для подневольного труда на хлопковых плантациях. В ходе успеш­ ной колонизации материка были отстреляны бизоны и краснокожие хозяева этих мест индейцы. Уцелевшие аборигены загнаны в резервации. Америка быстро пре­ вращалась в страну самовлюбленных людей, призванных учить уму-разуму осталь­ ное человечество. Американец ни в чем так сильно не уверен, как в своей безнаказанности. Не зря страшился Н.М. Ядринцев за общество, в котором главной ценностью является бо­ гатство, а учреждения, коим положено воспитывать в человеке человечность, здесь не признаются необходимыми. Маклаковщина в этой цивилизованной стране дос­ тигла своего высшего развития. Маклак — сводчик, посредник при продаже и купле, маклер, кулак, барышник, перекупщик, базарный плут — это все по Далю. В совре­ менном деловом лексиконе все такие понятия облагорожены. Маклаков нет, есть бизнесмены, финансисты, банкиры — элита буржуазного мира, достигшего стадии «постиндустриального» общества. Сибирь за годы строительства социализма, казалось, стала неприступной для любых попыток столкнуть ее на путь американизации. Она шла своей дорогой, при­ обретая все больший вес в экономике, науке, духовном развитии народов России. Начали сбываться мечты первых областников о счастливом будущем Сибири. При­ слушайтесь еще к их голосам. «Эта вечная борьба, эти слияния противоположнейших эгюментов русской жизни в новой обширной стране в одно целое, это вечное претворение и наращение пред­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2