Сибирские огни, 2001, № 1
ВИТАЛИИ ЗЕЛЕНСКИИ СИБИРЬ КАК КОЛОНИЯ догматически легкомысленное отношение к воспитанию человека, которому обе щали скорый приход коммунизма. Сейчас самые умные и совестливые ищут выхода из катастрофы, а самые на глые, циничные, жестокие себялюбцы делают все, чтобы как можно большее число людей этой грозящей беды не заметило. В виде отвлекающих ярких игрушек предла гают различные проекты устройства Сибири как самостоятельного, независимого от России государства. И откуда что берется. Лет пять тому назад мне пришлось беседовать на эту тему с корреспонденткой шведского радио. Признаться, ее визит в Новосибирск и желание говорить именно со мной были для меня неожиданны. И я сказал ей об этом. Мария, так ее звали, призналась, что она уже побывала в Иркутске у известного писателя, который ее любопытство оставил без ответа, а рекомендовал меня в качестве чуть ли не специа листа по этим делам. Тут я удивился еще больше. Мы с этим действительно большим писателем провели немало часов в беседах о Сибири, ее истории, в том числе, конеч но, о движении областничества, связанного с именами Ядринцева, Потанина и дру гих сибирских деятелей, судимых в 1867 году, приговоренных правительственным Сенатом к большим срокам каторжных работ на рудниках, замененным царской милостью на ссылку. Но отделить Сибирь от России? Это уж слишком... Откроем «Советский энциклопедический словарь» 1980 года издания. Что там написано о сибирских областниках? «Условное наименование группы обществен ных деятелей (Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев и др.) 2-й половины 19— начала 20 веков, сторонников экономического и культурного развития Сибири». Все. Что же было плохого в заботе просвещенных людей о процветании их любимой родины? Именно они, ранние областники выражали протест против того, чтобы Сибирь и через 300 лет после присоединения к России оставалась только сырьевой колонией, источни ком обогащения чиновников и нарождавшейся буржуазии, оставаясь в темноте не вежества и бескультурья. Величайшей радостью для них было открытие в 1880 году первого сибирского университета в Томске. Н.М. Ядринцев считал это делом всей жизни, своей и других патриотов-областников победой. В Америке уже сто лет существовало и развивалось самостоятельное независи мое государство Северо-Американские Соединенные штаты. Уже закончилась и граж данская война между Севером и Югом, объявлены свободными чернокожие рабы, доставленные сюда для подневольного труда на хлопковых плантациях. В ходе успеш ной колонизации материка были отстреляны бизоны и краснокожие хозяева этих мест индейцы. Уцелевшие аборигены загнаны в резервации. Америка быстро пре вращалась в страну самовлюбленных людей, призванных учить уму-разуму осталь ное человечество. Американец ни в чем так сильно не уверен, как в своей безнаказанности. Не зря страшился Н.М. Ядринцев за общество, в котором главной ценностью является бо гатство, а учреждения, коим положено воспитывать в человеке человечность, здесь не признаются необходимыми. Маклаковщина в этой цивилизованной стране дос тигла своего высшего развития. Маклак — сводчик, посредник при продаже и купле, маклер, кулак, барышник, перекупщик, базарный плут — это все по Далю. В совре менном деловом лексиконе все такие понятия облагорожены. Маклаков нет, есть бизнесмены, финансисты, банкиры — элита буржуазного мира, достигшего стадии «постиндустриального» общества. Сибирь за годы строительства социализма, казалось, стала неприступной для любых попыток столкнуть ее на путь американизации. Она шла своей дорогой, при обретая все больший вес в экономике, науке, духовном развитии народов России. Начали сбываться мечты первых областников о счастливом будущем Сибири. При слушайтесь еще к их голосам. «Эта вечная борьба, эти слияния противоположнейших эгюментов русской жизни в новой обширной стране в одно целое, это вечное претворение и наращение пред 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2