Сибирские огни, 2001, № 1

ВЯЧЕСЛАВ ДЁГТЕВ РАССКАЗЫ ва: нищета и торжественность, чистота и аскетизм. И светлый свет какого-то внутрен­ него свечения. Вдоль стен рядком стоят Спасы, в основном редкие, мало встречаемые: «Недре­ манное око», где Христос возлежит на ложе, увитом виноградными лозами, «Благое молчание», где Спаситель с ангельскими крыльями, «Спас в силах» — на престоле грозный Судия, «Спас Златы Власы», где Иисус рыжеволос и зеленоглаз, с редкой юношеской бородкой и ямками на розовых щеках; есть и совсем редкий — «Спас Ярое Око», где Христос — воин и похож на Александра Невского перед Ледовым побоищем; отдельно стоят иконы Богоматери, и тоже редкие: «Утоли моя печали» с болящей боярыней и «Нечаянные радости» с коленопреклоненным грешником, «Взыскание погибших» с тремя выбившимися из-под плата рыжеватыми локонами и «Живоносный источник» с чашей, ангелами и облаками-каравашками; есть и «Троеручница»... да, есть тут и «Троеручница», та самая редкая икона, их фамиль­ ная, которая стояла и стоит до сих пор у отца в комнате и к которой Савлу вдруг захотелось сейчас припасть. Их, «Троеручииц», много тут, целый ряд, как-то особен­ но, до странного много... Посреди комнаты стоит трехногая подставка, видно, само­ дельная, очень почему-то низкая, слева — широкая как стол палитра с готовыми красками, от которых идет странный, непривычный и очень приятный запах, пахнет чем-то пряным, восточным, византийским, а вовсе не резко — растворителем и скипидаром, как пахнут обычно палитры у обычных художников. И приходит вдруг в голову, что если б отец в свое время не выехал из этой страны по израильской визе, то и он, Савл, родись тут, жил бы сейчас вот точно так же, в таком же чудном и странном, но лучистом мире... А что, не так уж он и плох, этот мир. А что касается материальных неудобств — так всё дело привычки. Может, и у отца была бы другая жизнь, может даже, до сих пор жив был бы. Бред, конечно... На подставке, отмечает, мельком взглянув, стоит неоконченная круглая икона-тондо, «Умилительная»— «Взыграние Младенца», толь­ ко вот Младенец почему-то странный какой-то, уж слишком явно неканонический: ни ног у него, ни рук. Может, богомаз еще не успел нарисовать? Слева от подставки- «мольберта» стоит старое пожелтевшее фото: молодая женщина в цветастом платье с солдатом, который, кстати, очень похож на отца в молодости... Тут занавеска, закрывавшая вход в соседнюю комнату, вдруг отодвигается, и в проёме появляется нечто непонятное. Савл отшатывается и вздрагивает, мигом по­ крывшись холодным потом, ибо трудно назвать человеком то, что предстает пред ним. Это какой-то обрубок, без рук и без ног, похожий на приземистый шкаф. Вме­ сто рук — шишки, вместо ног — шары. Кивнув гостю, чудовище приближается к «мольберту», берет в рот одну из кистей, возит ею в желтой краске и начинает удиви­ тельно тонко накладывать мазки на лик Всепетой, пыхтя при этом и шумно дыша, роняя на зеленый хитон Девы пот со лба... «Трудящийся в поте лица достоин пропитания», — шепчет Савелий, пропи­ сывая нимбы Пречистой и Младенца желтой стронциановой, самой прочной из лимонно-желтых красок, спиной чувствуя присутствие и изумление гостя. Даже не изумление, а ужас, смятение, отвращение... Да, всю жизнь людей шокирует его вне­ шность, и до сих пор он так и не смог привыкнуть к этому, и до сих пор его это огорчает. Но ничего не поделаешь. Отцы вкушали кислый виноград, а у детей оско­ мина. А ты знай искупляй безропотно грехи родителей. Что он всю жизнь и делает... Савелий прописывает очи Пресветлой яркой берлинской лазурью, прислушивается к тому, о чем говорит гость с тетей Асей. Она объясняет ему, что тут нет никакого разделения труда, всё в одни руки и всё в одном лице: сам и «знаменщик»-размет- чик. и «личник», и «доличник», и «травщик», и «левкащик» — всё по порядку и без спешки, со словом Божиим; говорит, что и манеру письма тоже нельзя назвать, нельзя определить (искусствоведты наш!), он не «старинщик», хоть многие и утвер­ ждают это, и не «фрязист», хотя есть влияние западных школ, особенно фламандс­ 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2