Сибирские огни, 2001, № 1

s X О § Ьг! < h Q о. Sta S U >5 S « U X Щ 5 ГО i S S R £ X CD считали, 350 пудов. Для собственного пропитания довольно 100-150 пудов, а 200-250 пудов нужно продать, чтоб живые деньги были на прочие расходы. А городского населения в Сибири всего-то 7-8 процентов. Где выход сибирскому хлебу? Щас сам премьер царский все рассудит. «На юг, в Китай, переполненный людьми и хлебом и усиленно заселяющий погранполосу своими земледельческими муравейниками, выход, очевидно закрыт, а к нашим средне-азатским владениям нет прямого рельсового пути. Выход на Се­ вер приводит к Ледовитому океану, На Востоке сибирскому хлебу преграждает путь конкуренция маньчжурского и американского хлеба. На Западе его ждет внутренняя таможенная застава: Челябинский перелом тарифа». Последний приводил к увели­ чению каждого перевозимого пуда на 5-10 коп. Средние цены в России и Сибири разнились на 25-30 процентов, отсюда и «перелом». Казалось, а чего стоит правительству ЕИВ, распорядителю Императорских же­ лезных дорог взять да и отменить несправедливый этот «перелом»? Ан нет, интере­ сы российских хлеботорговцев не замай! Давайте-ка построим параллельную ста­ рому Великому пути Южно-Сибирскую железную дорогу, которая даст выход из степей через Уральск почти 60 миллионам пудов хлебных излишков... «Этой доро­ ги многие в центральных губерниях боятся еще больше, чем отмены Челябинского перелома». Но Столыпин не был бы Столыпиным, если бы не блюл прежде всего имперс­ кие интересы униженной недавним поражением в войне России. «Новый рельсовый путь, долженствующий связать с Европейской Россией це­ лый край, примыкающий к границам Монголии и Китая, несомненно упрочит со­ здание твердого — из живых людей — оплота наших владений у этих оживающих теперь границ. Нельзя не предвидеть того значения, какое может иметь этот путь для России, историческими судьбами призванной охранять занятую европейскими пле­ менами территорию от напора стремящихся разлиться по ней азиатских рас». Мои будущие родители с их родителями приехали на Алтай в 1908 году и после хорошей разминки на полях и покосах старожилов попали в поле притяжения новой Алтайской железной дороги, начатой строительством в 1914 году. Здесь и обрели наконец оседлость. А дорогу дальше, в глубь азиатских степей, потянули уже при Советской власти: кто не знает, не читал про знаменитую новостройку 1-й пятилетки Турксиб!Не спло­ ховали и здесь — полторы тысячи верст стального пути уложили в три года. В те же годы развернулось промышленное освоение Сибири. Невиданными темпами. Для наглядности вспомним те 7-8 процентов городского населения, о кото­ рых писал в своем докладе Столыпин. Так вот, через 70 лет соотношение численно­ сти селян и горожан «перевернулось»: 70, а где и 80 процентов сибиряков сегодня проживают в городах и рабочих поселках. Разрослись старые города, построены новые. Стотысячный до революции деревянный безуездный Ново-Николаевск с его мельницами, мыловарнями и железнодорожными мастерскими превратился в по­ луторамиллионный Новосибирск, густо насыщенный крупнейшими предприятия­ ми машиностроения, химии, приборостроения и прочая и прочая, перечислять не имеет смысла. Мегаполисами стали Омск и Красноярск. Для наших муниципальных патриотов большое число жителей в родном городе является предметом гордости. У вас под миллион, говорите? А у нас уже за полтора! Да что вы говорите? Растем, брат, растем! А чему, собственно, радоваться? Вон в Москве аж 10 миллионов, так это же половина населения всей огромной страны Сибирь, занимающей половину территории России... Есть что-то тревожное в этой статистике... Население сибирских городов почти сплошь состоит из вчерашних жителей села... И сколько их, этих совращенных городом деревенек, уже заброшено, исчезло с лица земли, заросло горькой полынью. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2