Сибирские огни, 2001, № 1
s X О § Ьг! < h Q о. Sta S U >5 S « U X Щ 5 ГО i S S R £ X CD считали, 350 пудов. Для собственного пропитания довольно 100-150 пудов, а 200-250 пудов нужно продать, чтоб живые деньги были на прочие расходы. А городского населения в Сибири всего-то 7-8 процентов. Где выход сибирскому хлебу? Щас сам премьер царский все рассудит. «На юг, в Китай, переполненный людьми и хлебом и усиленно заселяющий погранполосу своими земледельческими муравейниками, выход, очевидно закрыт, а к нашим средне-азатским владениям нет прямого рельсового пути. Выход на Се вер приводит к Ледовитому океану, На Востоке сибирскому хлебу преграждает путь конкуренция маньчжурского и американского хлеба. На Западе его ждет внутренняя таможенная застава: Челябинский перелом тарифа». Последний приводил к увели чению каждого перевозимого пуда на 5-10 коп. Средние цены в России и Сибири разнились на 25-30 процентов, отсюда и «перелом». Казалось, а чего стоит правительству ЕИВ, распорядителю Императорских же лезных дорог взять да и отменить несправедливый этот «перелом»? Ан нет, интере сы российских хлеботорговцев не замай! Давайте-ка построим параллельную ста рому Великому пути Южно-Сибирскую железную дорогу, которая даст выход из степей через Уральск почти 60 миллионам пудов хлебных излишков... «Этой доро ги многие в центральных губерниях боятся еще больше, чем отмены Челябинского перелома». Но Столыпин не был бы Столыпиным, если бы не блюл прежде всего имперс кие интересы униженной недавним поражением в войне России. «Новый рельсовый путь, долженствующий связать с Европейской Россией це лый край, примыкающий к границам Монголии и Китая, несомненно упрочит со здание твердого — из живых людей — оплота наших владений у этих оживающих теперь границ. Нельзя не предвидеть того значения, какое может иметь этот путь для России, историческими судьбами призванной охранять занятую европейскими пле менами территорию от напора стремящихся разлиться по ней азиатских рас». Мои будущие родители с их родителями приехали на Алтай в 1908 году и после хорошей разминки на полях и покосах старожилов попали в поле притяжения новой Алтайской железной дороги, начатой строительством в 1914 году. Здесь и обрели наконец оседлость. А дорогу дальше, в глубь азиатских степей, потянули уже при Советской власти: кто не знает, не читал про знаменитую новостройку 1-й пятилетки Турксиб!Не спло ховали и здесь — полторы тысячи верст стального пути уложили в три года. В те же годы развернулось промышленное освоение Сибири. Невиданными темпами. Для наглядности вспомним те 7-8 процентов городского населения, о кото рых писал в своем докладе Столыпин. Так вот, через 70 лет соотношение численно сти селян и горожан «перевернулось»: 70, а где и 80 процентов сибиряков сегодня проживают в городах и рабочих поселках. Разрослись старые города, построены новые. Стотысячный до революции деревянный безуездный Ново-Николаевск с его мельницами, мыловарнями и железнодорожными мастерскими превратился в по луторамиллионный Новосибирск, густо насыщенный крупнейшими предприятия ми машиностроения, химии, приборостроения и прочая и прочая, перечислять не имеет смысла. Мегаполисами стали Омск и Красноярск. Для наших муниципальных патриотов большое число жителей в родном городе является предметом гордости. У вас под миллион, говорите? А у нас уже за полтора! Да что вы говорите? Растем, брат, растем! А чему, собственно, радоваться? Вон в Москве аж 10 миллионов, так это же половина населения всей огромной страны Сибирь, занимающей половину территории России... Есть что-то тревожное в этой статистике... Население сибирских городов почти сплошь состоит из вчерашних жителей села... И сколько их, этих совращенных городом деревенек, уже заброшено, исчезло с лица земли, заросло горькой полынью. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2