Сибирские огни, 2001, № 1

сел на левую сторону ВПП (был довольно сильный боковой ветер), второй раз — с перелетом, третий раз — на левую сторону, да еще и с перелетом. Троечные полеты, троечные посадки. Верный «заруб» и три заправки дополнительных. Так думал я, руля на стоянку. Я равнодушно рулил на стоянку, обдумывая предстоящее объяснение со своим монстром, Ляпота в задней кабине молча курил, приоткрыв запотевший фонарь — всё было ясно без слов... Говорят, его выпускал когда-то сам Покрышкин. В это трудно было поверить, но это был реальный факт. На стоянке нас ждал инструктор с бешеными белыми глазами. Из его капроно­ вой шлемофонной сумки торчал блок «Интера». Уже приготовил, отметил я,— при­ том самых дешевых... Ляпота вылез, кряхтя и пуча глаза, из кабины, пробурчал что-то неразборчивое, похоже, матерное, и, припадая на отсиделые ноги, ушел. Подскочил инструктор. Ну? Что? Я пожимал плечами и старался не раздражать своего дьявола. Еще по голове настучит — за ним не заржавеет. — А ну бегом — получать замечания! И чтобы... Я вылез из кабины и поковылял на затекших ногах искать Ляпоту. Нашел его в стартовом буфете. Полковник «употреблял» стартовый завтрак, состоявший из бу­ тербродов с колбасой и сыром и стакана мутноватого кофе. Издалека он казался натуральным дедом: седая голова, морщинистая шея, сутулая спина... Я подошел, когда он допивал кофе, пуча от удовольствия глаза. Доложил как положено. — Ну что, агрегатик, — сказал Ляпота, выплевывая кофейные крупки, — ежели выпущу — не труханешь? — Не должон, товарищ полковник! — ответил я ему в тон: Ляпота любил, чтобы отвечали по-простонародиому и не мудрствуя. — Ну, тогда давай... — и он размашисто расписался в полетной книжке, пуча глаза. — В войну Александр Иванович меня с шестью полетами выпустил. И ничего... Я обалдел от неожиданности. Да, человек он в самом деле был неординарный. По-волчьи, в два приема, я проглотил стартовый завтрак, запил его остывшим кофеем и, выплевывая кофейные крупки, пошел на стоянку. Инструктор с техником готовили к вылету шестьдесят первый борт. Они уже откуда-то знали, что я получил «добро». Инструктор протянул мне блок сигарет, пробормотал что-то насчет того, что я не совсем еще, оказывается, пропащий, и потребовал за сигареты пятерку. Я сказал, что денег нету, надеясь на его великодушие и щедрость. Нет, видно, хохол его маму любил... — Займи у кого-нибудь. Вот, например, хоть у «Француза», — он всех нас в экипаже величал по кличкам. Не авиационный экипаж, а какая-то прямо-таки «ма­ лина» воровская. «Француз» не посмел отказать шефу, безропотно отслюнил пятерку мятыми рублями, один из которых оказался порван чуть ли не пополам, из-за чего они до­ вольно долго препирались, пока «Француз» не заменил купюру... А я надел шлемо­ фон, принял от техника, самодовольно лыбясь, рапорт о готовности машины к выле­ ту, обошел самолет вокруг, придирчиво оглядел его, потом подошел к переднему колесу, помочился на него — на счастье! — техник при этом деликатно отвернулся, и полез в кабину. Застегнул парашютные лямки, покрылся засаленными привязными ремнями, присоединил шлемофон к радиостанции (в ушах сразу затрещало, запищало, послы­ шался радиообмен), запросил у руководителя полетов «запуск», получил разреше­ ние, крикнул «снять чеки и заглушки!» и с помощью техника запустил двигатель, с небольшим, правда, помпажом; задернул фонарь, загерметизировал кабину и слов­ но отделился от внешнего мира в какой-то иной, маленький мирок, проверил двига­ тель на всех режимах — все было нормально, — после чего запросил «вырулить»; когда получил разрешение, поднял над головой руки: убрать колодки! — колодки выдернули из-под колес; инструктор на моих глазах разорвал блок сигарет, вынул 8 Зака.) X» 391 113 ВЯЧЕСЛАВ ДЁГТЕВ РАССКАЗЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2