Сибирские огни, 2001, № 1

ВИТАЛИЙ ЗЕЛЕНСКИЙ & £ л і СИБИРЬ КАК КОЛОНИЯ имеется». Это в 350 верстах от Барнаула и в 80-ти. от Карасука. «...И только вид земельного простора, бывший для них ранее волшебною сказкою, непоколебимая вера в «авось поправлюсь» да твердое сознание, что позади осталось еще худшее, — бодрят их дух, укрепляют их силы». К слову сказать, первым наплыву пахарей — переселенцев подвергся именно Алтай, где уже давно обосновались крестьяне из числа беглых. Известны русские поселения, существовавшие с конца XVI века. Даже до похода Ермака. К примеру, легендарное Беловодье или Бухтарминский край. «Земля еще не имеет той «власти» на Алтае, как это наблюдается повсюду в России. Здесь труд ценится, а не земля, — писал исследователь экономического быта и правовых отношений старожилов и новоселов на Алтае Сушинский. Чувствуется, читал молодой человек Глеба Успенского, коли берет власть земли в кавычки. И пишет довольно живо о том, что наблюдал на месте. «Нам пришлось встретить следующий обычай: волостной старшина определя­ ет день и час, когда можно выезжать на покос в степи, на «выпаша»; рано утром у ворот поскотины собирается толпа крестьян в каждом селении и ждет сигнала на восходе солнца, по которому ворота отворяются и пестрая масса крестьян с косами в руках, частью пешком, а больше на лошадях, устремляется в поле, наперерыв норо­ вя захватить лучшие места». Покосов, как и пахотных земель, у старожилов было значительно больше, чем у новоселов. То же можно сказать о количестве лошадей и продуктивного скота. «Но когда наплыв велик и начинается утеснение в земле, старожилы не хотят принимать «новяков». Им позволяют селиться, но не дают «приемных приговоров». Богатым старожилам нужны дешевые рабочие руки, и они берут с бедняков «не причисленных» к обществу «накладку» по нескольку раз в год... Время идет, число непричисленных растет; наконец они утрачивают всякий интерес для местного насе­ ления и как рабочая сила, и как средство наживы, т.к. земля становится все ценнее, убытки старожилов от занятых российскими пахарями полей уже не окупаются. И вот общество постановляет зорить и гнать новоселов с насиженных мест... Новоселы «целой гурьбой уходят в сторону на ближайшее возвышение и оттуда с огорчением смотрят на упорную разрушительную работу расходившихся старожи­ лов. Пожар и всякое стихийное бедствие бледнеют перед этим; к тому же все проис­ ходит на лоне богатой природы... Есть целые селенья на Алтае, в которых с самого их основания не была нога администратора, врача и священника... Там (в новых поселках) живут в плетенках, землянках, не имеют инвентаря и хлеба... Но «недалеко то время, когда экономичес­ кие условия края настолько изменятся, что наступит время земледельца-пахаря, вре­ мя мужицкого черного Алтая...Несомненно будет еще время расцвета и промыш­ ленности обрабатывающей, тогда наступит блестящий период в истории Алтая». Что значит русский человек: во все времена он видит будущее своей страны только прекрасным! Пришло время последнего реформатора империи П.А. Столыпина... Свою по­ ездку в Сибирь и Поволжье в 1910 году он совершил вместе с будущим премьером врангелевского правительства в Крыму, а тогда еще министром земледелия и госу­ дарственных имуществ А.В. Кривошеиным. По возвращении опять был «Всеподданнейший доклад» все тому же импера­ торскому величеству. Было и «Прибавление» к докладу. О целях и содержании столыпинских реформ не знает только тот, кто не учился в советской школе. Двоечники и новообращенные либералы не в счет. Так вот, отвлечемся здесь от причин, толкнувших царскую власть к новой без­ надежной попытке решить проклятый земельный вопрос в России единым махом, не задевая святая святых — помещичьи латифундии. Но то в России европейской. А какие резоны заготовили реформаторы для своей восточной колонии? Почитаем первоисточники. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2