Сибирские огни, 1992, № 5-6

и еьце хорошо — «скучать некогда». Замечаю из Вашего пись­ ма, что задача — разгадать «смысл жизни» — находит у Вас верное реьнение. А Т. П. не бойтесь: думаю, что и она только порадуется за Вас... А с диссертацией и не надо торопиться: для хороших плодов надо достаточно времени, чтобы они как следует созрели. И хоро­ шо, что «копите факты». Радуюсь и тому, что с Ниной живете едружно». Это очень важный фактор для душевного спокойствия. Думаю и я, что Вам пока не надо думать о переезде в большой город. А от работы с психическими больными хорошо бы Ниночку освободить и дать ей работу без нервных эксцессов. А английский язык всем может быть полезен. Ваш П-ов. 4.2.73. Игорь Николаевич! ™ показалось значительным в Вашем письме. 1. Перечитывать старые дневники и переживать их я бы не ре- кш ендовал: в «Книге Книг» есть такое выражение: «забывая зад ­ нее и простираясь вперед» (Филипп. 3. 13). И совсем не полезно копаться в старом грязном белье. 2. Вряд ли стоит читать сочинения Л. Н. Толстого с философ­ ским содержанием: гнилость его философии доказалась его метани­ ем перед смертью и жалким концом. Оптинские старцы не кончали так свою жизнь, как толстовский о. Сергий. 3. Хорошо, что Вы глубоко поняли фальшь глубоко неэтичной поговорки «моя хата с краю». Вся мудрость здоровой философии совершенно противоположна ей; «живи жизнью ближних, служи им, в чем только можешь, и совсем, совсем забудь о себе»... «Вот мудрость жизни — вот счастья идеал»,— воскликнул о.дин философ, согласившись с этим мнением. 4. Если усвоить твердо начало «Книги Книг», то, конечно, отпа­ дет опасный «метод проб и ошибок». Отдаваться только внешней суете и «вывертывать себя наизнанку» и опасно, и больно, и вредно... Вы не ошиблись тогда, когда «жили для людей», но, конечно, здесь самым правильным и лучшим будет не только физическая по­ мощь, но, главное, возвышение и очищение их в духовной жизни... П-ов. 24.6.73. Игорь Николаевич! Порадовало меня и то, что Ваши с Ниночкой размолвки длятся не более часов и кончаются взаимной просьбой «простить». «Общественной нагрузки» не чуждайтесь, здесь Вы многое мо­ жете сделать хорошего. Но не «машите рукой» на «безнадежных». Потерпите их и не уставайте вразумлять их. Ведь нам положено прощать «до тысячи раз». ...Видитесь ли Вы с Т. П.? Не упускайте таких случаев — от ее великой мудрости можно и ободриться, и «просветиться», и зар я­ диться на борьбу со злом и в окружении и в себе и в семье. Не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2