Сибирские огни, 1992, № 5-6

шания воле родителей, причем души брачующихся единодушно стремились к девственной жизни. В других, более частных, случаях брачные отноше­ ния прекрапгались по взаимному соглашению после известного периода брачной жизни. Так, например, было со св. Ксенофонтом и Мариею (нам. 26 янв.), ко­ торые оставили брачные сношения после рождения 2 сыновей. На склоне лет они также приняли иноче­ ство (как и их сыновья). Так же поступили и св. Анд­ роник и Афанасия (пам. 9 окт.). А вот пример высокого понимания целей христи­ анского брака из его современной жизни, засвидетель­ ствованный одним духовником (о. Митрофаном С.). У него всегда исповедовался один женатый свя­ щенник, имевший обычай служить литургию каждый день. Духовник задал наконец ему вопрос: как он жи­ вет с женой, если приходится ему каждый день слу­ жить литургию? Священник отвечал: «У нас трое взрослых детей. Когда выяснилось (по уверению врачей), что жена моя больше не будет рожать детей, то мы решили, что цель сношений супружеских — рождение детей — от­ пала и эти сношения потеряли смысл. Тогда я отслу­ жил молебен, и мы возблагодарили Бога за благосло­ вение нашего супружества тремя детьми и попросили благословения далее жить целомудренно. Это мы ис­ полняли уже 5 лет» (священнику в то время было 45 лет). Вступление в монашество в конце жизни или на смертном одре было очень широко распространенным обычаем в древней Руси. Почти как правило монаше­ ство принималось перед смертью русскими Великими Царями. Однако, не всегда, конечно, достигается сразу еди­ нодушие в отношении перехода от брачной жизни к воздержанию, и тогда неизбежно страдание одного из супругов. В истории Церкви также имеются описания таких случаев. Вот, например, судьба праведницы Иулиании Лазаревской (пам. 2 фев.). Дух ее горел к Вогу, она стремилась вся отдаться молитве и посту. Но она бы­ ла замужем за русским воеводою, и с покорностью она нелса свой крест и была матерью 13-ти детей. Во вторую половину жизни она начинает просить мужа отпустить ее в монастырь. Муж не отпускает ее и ука­ зывает на ее долг — заботу о детях. Но, идя навстречу 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2