Сибирские огни, 1992, № 5-6
муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согла сию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас са тана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 3—5). В этих словах ап. Павел призывает супругов к са мопожертвованию, к полной взаимной отданности и взаимному снисхождению. И, основываясь на запове ди апостола, св. Иоанн Златоуст говорит, что в тех случаях, когда жена, например, уклоняется от обще ния с мужем, то она будет виновница в грехе мужа, если он пойдет к блуднице или другой женщине. Нам известен ряд случаев, когда в истинно христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния или разорялся духовно из-за отказа дру гого к брачным сношениям, вызванного незаконною ревностью к воздержанию. Это относится и к перио дам длительного поста. Здесь, согласно приведенным выше указаниям ап. Павла, воздержание должно осу ществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно недопустимо, если один из них тяготится им, терпя от воздержания свое духовное устроение. Но как быть в том случае, когда один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, ко торые таит брак у людей различных взглядов и миро воззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глу бокая скорбь. По заповеди ап. Павла супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздни ка или день поста. И здесь налицо очевидная опас ность брака, который по сущности своей есть добро вольное рабство и легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному гос- подину-супругу. И нельзя избежать бедствия, если ее господин окажется во власти страстей и греха. Неда ром печалится ап. Павел по вступившим в брак: «Та ковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль» (1 Кор. 7. 28). Здесь мы опять приходим к тому заключению, что осмотрительный выбор супруга предопределяет счастье в браке. В идеале в браке не должно быть никакого наси лия одного над другой (или наоборот) и во всем вза имное согласие и готовность к уступкам. Об этом так пишет о. Александр Ельчанинов: 5» 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2