Сибирские огни, 1992, № 5-6

муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согла­ сию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас са­ тана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 3—5). В этих словах ап. Павел призывает супругов к са­ мопожертвованию, к полной взаимной отданности и взаимному снисхождению. И, основываясь на запове­ ди апостола, св. Иоанн Златоуст говорит, что в тех случаях, когда жена, например, уклоняется от обще­ ния с мужем, то она будет виновница в грехе мужа, если он пойдет к блуднице или другой женщине. Нам известен ряд случаев, когда в истинно христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния или разорялся духовно из-за отказа дру­ гого к брачным сношениям, вызванного незаконною ревностью к воздержанию. Это относится и к перио­ дам длительного поста. Здесь, согласно приведенным выше указаниям ап. Павла, воздержание должно осу­ ществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно недопустимо, если один из них тяготится им, терпя от воздержания свое духовное устроение. Но как быть в том случае, когда один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, ко­ торые таит брак у людей различных взглядов и миро­ воззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глу­ бокая скорбь. По заповеди ап. Павла супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздни­ ка или день поста. И здесь налицо очевидная опас­ ность брака, который по сущности своей есть добро­ вольное рабство и легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному гос- подину-супругу. И нельзя избежать бедствия, если ее господин окажется во власти страстей и греха. Неда­ ром печалится ап. Павел по вступившим в брак: «Та­ ковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль» (1 Кор. 7. 28). Здесь мы опять приходим к тому заключению, что осмотрительный выбор супруга предопределяет счастье в браке. В идеале в браке не должно быть никакого наси­ лия одного над другой (или наоборот) и во всем вза­ имное согласие и готовность к уступкам. Об этом так пишет о. Александр Ельчанинов: 5» 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2