Сибирские огни, 1992, № 5-6
праздников и воскресных дней жены умирают рода-* ми»*. То же писал в одном письме и старец Амвросий Оптинский**: «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали празд ников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болез нями жены». Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое уродство души. По указанию старца Леонида Оптин- ского это было также наказанием его родителей за не соблюдение ими праздников. Как мы видим из описания быта древней христи анской Церкви, постановлений соборов и поучений па стырей Церкви, и в браке от христианина требуется умеренность и воздержание. Он так же, как и безбрач ный, должен сдерживать свою страсть, и его состоя ние безбрачия отличается лишь по степени воздер жания. Все описанное мало походит на те взгляды и мне ния, которые можно встретить в распространенных взглядах и различных руководствах к «половой жиз ни». Поэтому можно решительно порекомендовать ни когда не прикасаться к таким книгам. Они обычно полны грязи, греха и пачкают мысль и воображение своей безнравственностью и цинизмом. Для примера можно указать, что в широко распространенной книге Фореля «Половой вопрос» имеется совет — завести второго мужа, если страстность жены не удовлетво ряется одним. Форель пишет, что ему приходилось на блюдать подобные «браки втроем», которые ему каза лись удачным разрешением вопроса. В том случае, когда юноши и девушки вступают в брак, следует обращаться не к безнравственным кни гам по половому вопросу, а к советам своих родите лей (жениха — к отцу, а невесты — к матери) или, если их нет, к близким христианам-семьянинам. С чего должна начинаться брачная жизнь? Она должна начинаться с соответствующего духовного приготовления к ней. Вот какие указания дает по это му поводу святитель Иосаф Белгородский. На основании правил св. отцов жених и невеста до брака непременно должны принести исповедь и при* Дивеевская летопись, с. 343, Письма к мирянам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2