Сибирские огни, 1992, № 5-6
Ьладимир САПОЖНИКОВ МОЕ ПОКАЯНИЕ «...путь к возрождению лежит через покаяние». Николай Бердяев З ашли ко мне на чай двое молодых людей, муж и жена, раз говор получился ьюрячий, митинговый, та и другая сторона пришли в сильное волнение — и в д р ;^ гости мои стали тре бовать, чтобы я покаялся. Не от себя лично, объяснили они, а от имени поколений, подаривших им, молодым, вполне свинскую жизнь. Что жизнь наша не сахар, я, естественно, соглашался, но взва ливать ответственность за ее свинство на себя показалось не сов сем справедливым, поскольку если я и строил текущую жизнь, то не по эту, а по ту сторону колкгчей прово.поки в одном из лагерей под Омском. Пусть покаются вначале прорабы и генераторы, воз ражал я, те, что вырабатывали идеалы светлого будущего и при водили их в исполнение, а я сам жертва: десять лет и пять пора жения — не шуточки. — Д а, вы жертва, ну и что? — Муж выдержал паузу, жестко закончил: — Но еще не известно, чья вина больше: палача или жертвы. Юная дам а в знак согласия закивала головой; да, еще не из вестно. Выходьйдо, если каяться, то и тем, и другим, вроде как бы гиль отине, отрубающей головы, но и отрубленной голове, чья вина, как настаивали мои друзья, не меньше, а, может быть, даж е больше. Уточнение это меня, надо сказать, немало обеспокоило: была в нем какая-то логика, может быть, по ту сторону добра и зла: от рубили тебе голову — покайся. С позиции жертвы я, разумеется, оспаривал ее, странную эту логику, но, когда молодые люди ушли, призадумался. Вот и стари чок гуманитарный, сам великий страдалец, призывает всех нас к покаянию, но не раздельно, — чтобы генераторы-исполнители сами по себе, жертвы — тоже, нет, говорит старичок, надо покаяться всем миром, соборно. Увы, призыв старичка-страдальца, если и был услышан, то по следователей что-то не слышно, что, может, даж е к лучшему. Пред ставить страшно, какой жуткий вопль потряс бы Россию, восстань все жертвы и палачи к покаянию! Мертвые,' слава Богу, лежат тихо, а розовощекие старички, что приводили в исполнение, благостно,доживают век по заслуженным персональным дачкам, видят розовые сны, над ними не капает. А руководящая, когда ей напоминают, гневается; какое еще по каяние?! Было, было, но что? Были деформации, были искажения — диалектика, а одна кристально честная дамочка уверяет, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2