Сибирские огни, 1992, № 5-6

до нашего самого незначительного слова и поступка. В частности, в вопросе брака то, что люди свели на плоскость физиологического акта, прикрытого быто­ выми обрядами, на самом деле есть высшее раскрытие личности человека, достижение завершенной полноты ее в таинственном соединении двух, имеющее о себе слова Апостола, уподобившего это соединение союзу Христа и Церкви... В браке возможно полное познание человека — чудо ощущения, видения чужой личности, и это так же чудесно и единственно, как познание Бога мисти­ ками. Вот почему до брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую лич­ ность. Это наслаждение настоящим познанием и на­ стоящей жизнью дает то чувство завершенной полно­ ты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее. Брак — посвящение, мистерия. В нем полное из­ менение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни, рождение через него в мир в новой полноте». «Брачная любовь есть сильнейший тип любви, — пишет св. Иоанн Златоуст. — Сильны и другие влече­ ния, но это влечение имеет такую силу, которая ни­ когда не ослабевает. И в будущем веке верные супру­ ги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости». Итак, брак в его идеальной сущности есть осущест­ вление высочайшего предназначения человека. Вместе с тем он является и наиболее трудной зада­ чей: победить соблазны плотского воздержания в бра­ ке, естественно, труднее, чем в безбрачии. И здесь в полной мере приложима заповедь Спасителя: «Кто мо­ жет вместить— да вместит» (Матф. 19.12). Поэтому истинный и идеальный брак ничем не отличается от целомудрия и девственности. Плотская жизнь здесь будет иметь совершенно ничтожное значение перед духовным подвигом супругов. Здесь ищущие жизни духа, а не плоти могут пре­ одолевать требования последней и, подражая многим древнехристианским супружествам, ограничивать (при взаимном согласии) свои брачные сношения мерою, которую диктует деторождение. Вот мнение о цели идеального христианского брака одного из современ­ ных нам благочестивых пастырей (о. Митрофана С.):

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2