Сибирские огни, 1992, № 5-6
гор и др.) имеются мнения о более возвышенной цели брака, какой они считают деторождение. Поэтому плотское соединение супругов они считают возмож ным лишь для деторождения, считая предосудитель ным его во время беременности и кормления или по сле потери способности женщины к деторождению. Здесь они подтверждают свое мнение, ссылкой на установленные Богом законы для всего животного мира, в котором понятие, аналогичное браку, иден тично с деторождением и соединение полов прекра щается после зачатия. Нарушение этого закона ста вит, таким образом, человека на низшую ступень по сравнению с животными. Однако не только указанное выше, т. е. плотское удовлетворение и деторождение, является целью брака у человека, созданного по «об разу и подобию самого Бога» (Быт. 1. 26), у брака мо жет вскрыта и третья цель. В. С. Соловьев различает три стороны взаимоотн шений в браке: 1) физическое влечение, обусловленное природою организма; 2) процесс зачатия и деторождения, который оп ределяет целесообразность влечения. Эти две стороны являются общими у человека со всем животным миром. Но следующей — третьей — стороны взаимоотношения полов уже нет у животных. Это — 3) взаимная идеализация влюбленных, согдающая экзальтацию душевного чувства — пафос любви. По словам В. С. Соловьева, мужчина видит в из бранной женщине «свое природное дополнение, свое материальное другое — видит здесь не так, как она является внешнему наблюдению и как ее видят дру гие, посторонние, а прозревает в ее истинную сущ ность или идею, и то, чем она первоначально назначе на быть, чем ее от века видел Бог и чем она оконча тельно должна стать. Тут и за материальной приро дой в ее высшем индивидуальном выражении — жен щине — признается на деле безусловное значение, и она утверждается как нравственное лицо, как само цель или как существо, способное к одухотворению и «обожению». Из такого признания вытекает нрав ственная обязанность действовать в смысле реализа ции в этой действительной женщине и ее жизни того, чем она должна быть.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2