Сибирские огни, 1992, № 5-6
и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя.» (Еф. б. 28—33). Апостол сравнивает таинство брака с тайной еди нения Христа со своей Невестой — Церковью. Это сравнение говорит нам о трудно постижимой глубине единения двух людей в браке и невозможности учесть всю значимость для них этого единении. Но какова же основная цель брака? Согласно мнению св. Иоанна Златоустого брак учрежден Богом, чтобы постоянно восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. Но деторож дение, по мнению св. Иоанна, не единственное и даже ие самое главное назначение брака. Главная цель бра ка, по его мнению, искоренение невоздержания и рас путства: «Брак дан для деторождения, — пишет св. Иоанн, — а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому ап. Павел, который, говоря: «во избежание блуда каждый имей свою жену и каж дая имей своего мужа» (1 Кор. 7.2), не сказал: для деторождения. И затем — «будьте вместе» (ст. б) — повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для того, «чтобы не искушал вас сата на». И, продолжая речь, не сказал: если желаете иметь детей, а что: «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак». В этом анализе послания ап. Павла св. Иоанн ука зывает, что основным назначением брака является ^удовлетворение потребности к плотскому единению, которая вложена Богом в природу человека. Указанное мнение св. Иоанна Златоустого требует существенных дополнений и разъяснений. Брак — таинство и, как уже указывалось, трудно постижим во всей своей глубине и значимости. Св. Иоанн Златоуст писал свое пояснение в то время, ког да видел вокруг себя развращение и попрание основ ных устоев христианской семьи. Поэтому он и рисует здесь брак как Богом узаконенное средство поддер жания общей нравственности. Он не возлагает при этом на супругов каких-либо ограничений и не ка сается более высоких стремлений в браке, которые, можно предполагать, казались ему трудно достижи мыми для окружающей его среды христиан. Однако еще у перв^ьтх христианских учителей Церкви (св. Климент Александрийский, блаж. Августин, Афино-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2