Сибирские огни, 1992, № 5-6

ные жилиьцные условия, поздно получили, уже детными, свой угол, но не было предательства, «еверности, нелюбви, грязной лжи. Зоя Вениаминовна являлась для Пестова тем истинным подружней, его внутренней сутью, верной опорой, питая к мужу ту самую любовь, о которой и говорил апостол Павел: «Любовь долго терпит, мило­ сердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не мыс­ лит зла, 1 не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13. 4—7). Имен­ но поэтому из-под пера Пестова и вышли эти высокодуховные, полные гармонии и света, бесконечно надобные всем книги. Теперь о письмах, любезно предоставленных нам Игорем Никола­ евичем Беловым, врачом-психиатром из Иркутска. Игорь Николае­ вич вошел в дом Пестовых в начале шествдесятых, двадцатипяти­ летним, только начинающим свою врачебную деятелыность. В Мо­ скве, на квартире, он был тайно окрещен, что было тогда не ред­ костью. Пестов стал его духовным отцом, их дружба и переписка не прекращались до последнего дня жизни Николая Евграфовича. И в этих письмах Николай Евграфович предстает нам высоким об­ разцом духовного отца. Они полны любовию отца к сыну, внима­ тельностью, заботой. Он не устает подробно интересоваться семей­ ной жизнью своего духовного чада. Д ает мудрые советы, без конца предупреждает и напоминает ему о том, что семья — главная забо­ та человека на земле, родительский долг — первый. Он учит пони­ манию жены, оберегает семью Беловых от духовных болезней, ко­ торые так нередки в нашем обществе, от соблазнов и травм. Часто и сама Зоя Вениаминовна берется за перо, чтобы написать супруге Белова, Нине Михайловне, и своим жизненным примером помочь молодой женщине в обычных для нашей жизни драматических си­ туациях. Берегите семью — вот смысл писем супругов Пестовых, — без семьи нет духовности, жизни, счастья. Мы выбрали из переписки Пестова с Беловым письма, где гово­ рится о семье, чтобы высветился для читателя кристалл семьи Пе­ стовых, стали понятнее истоки работы «Христианский брак». Господь наградил Николая Евграфовича долгой и солнечной, как ясная осень, старостью. После смерти жены он находится под любовной опекой детей и внуков, у него много друзей, он посещает храм, гуляет в тихом старинном московском переулке и не перестает при­ носить радость окружающим. Своим общением, внутренней опрят­ ностью, духовным богатством, которым он не устает одаривать близких и друзей. К ак кротко, спокойно и мудро он готовится к смертному часу. «Скоро, скоро, — звучит почти во всех последних его письмах. — скорая встреча с сыном Колюшей, убитым на вой­ не, и Зоей Вениаминовной и предстательство перед Всевышним». Перед смертью Николай Евграфович «беспрерывно молился, много читал по молитвеннику, часто причащался» (из письма дочери Н а­ талии Николаевны И. Н. Белову). Он не помнил ни обстановки в квартире, в которой жил, ни близких обстоятельств, а вспоминал древнее: «экипажи, лошади, звон колокольный...» Он как бы воз­ вращался обратно по своей судьбе и памяти туда, в вечность, отку­ да мы все пришли, и 13 января, в три часа ночи, 1982 года, сми­ ренный, свершившийся, тихо покинул этот мир. Отпевали его в Гребневе, отпевало 8 священнослужителей. Пел правый хор, и храм был полон, тихо было в храме и торжествеяно. В Гребневе же его и положили рядом с телом любимой супруги Зои Вениаминовны. Я сама не знакома была с Пестовым, но вот приходится пред­ ставлять его читателю и публиковать, отыскивая его работы. Часть из них мне передала покойная Татьяна Павловна Евфратова, тайная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2