Сибирские огни, 1992, № 5-6
и он вступает на узкий тернистый путь служения Богу. Духов ное чадо Пестова, врач-психиатр, иркутянин Игорь Николаевич Б е лов вспоминал, как выносили из кабинета Пестова всю светскую и специализированную литературу, оставив только духовную, молит венники, Псалтырь и Библию. С этого времени он вплотную са дится работать за главную книгу своей жизни — Богословскую диссертацию «Опыт Христианского миросозерцания». Многие годы писал Николай Евграфович этот труд. И в него входят прекрас ные, чрезвычайно нужные сейчас книги: «Душа человеческая», «День христианина», «Христианский брак», «В отчем доме», «Хри стианское воспитание детей». Собранные вместе, они как бы состав ляют стройный и полный свод науки об Отчем Доме. Здесь все: и понимание Отчего Дома как Божьего и как земного — Родины. И как семьи. Здесь и руководства, необходимые христианину во вся кую пору его жизни, написанные при свете лампад, глубоко проду манные, полноценные, выстраданные. Здесь и юности честное зер цало, и мудрость зрелой поры, и глубокое смирение старости. Как нужны сейчас эти книги! Как хлеб, как спасительные маяки в бес новатой тьме сегодняшней нашей жизни! Оставив науку и светские интересы, в последние десятилетия своей жиз 1 ни Пестов вершил тяжкий и очень сложный подвиг, сродный старчеству. Все стены его кабинета были увешаны иконами, поэтому комнаты приходи лось плотно зашторивать от недобро любопытствующего глаза. Го рели только лампады, при свете которых он работал, при этом свете творились молитвы и беседы. Старая Москва, еще «та» Рос сия, не забывшая Бога, потаенно и молча молилась, крестила, при чащалась, отпевала вот в таких скромных, полутемных квартирах. Много «прихожан» перебывало у Пестова: ученые, писатели, врачи, крестьяне, иереьч искали и находили у гостеприимного хозяина квартиры ответы на все насущные вопросы своей жизни. Уже то, что можно было прийти просто помолиться от души без помех, бы ло тогда большой отрадой в жизни. Однажды, войдя в кабинет Пестова, И. Н. Белов застал там молящегося на коленях генерала Советской Армии. Пестов и внешне был очень благообразен, со бран, красив. Высокий, осанистый, с живым, ясным взором, благо датною речью, внимательный и стремительный, он неудержимо влек к себе людей. Покойная Татьяна Евфратова, монахиня в тайном постриге, подвизавшаяся в п. Листвянка в Свято-Никольском храме на Байкале, рассказывала мне, что многие верующие, впервые уви дав его, безотчетно и сразу подходили к нему под благословение. «Святой жизни был человек», — вспоминала она о нем и всякий раз плакала. Поскольку мы сегодня представляем читателю «Хри стианский брак» Н. Пестова, нелишним будет сказать несколько слов о его семейной жизни. Супруга Пестова, Зоя Вениаминовна Пестова, была на семь лет помоложе своего мужа, и все находили супружескую чету Пестовых на редкость дружною. Они действи тельно отвечали тому высокому семейному канону, образец кото рого установлен в работе Николая Евграфовича «Христианский брак». Николай Евграфович мужественно вел семейный корабль по бурному житейскому морю и сам был весь в работе и на людях, а Зоя Вениаминовна держала в строгой чистоте и целостности поря док внутри корабля. Они прожили вместе более пятидесяти лет. Зоя Вениаминовна умерла на руках у супруга, и Николай Евграфович в письмах к Белову писал о своем горе слова потрясения и светлой благодарности Господу за редкое и беспредельное счастье, которое он познал в собственной семье. В их совместной жизни было много естественных трудностей: нужда, нехватки, многоработица, стеснен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2