Сибирские огни, 1992, № 5-6
Николай Евграфович ПЕСТОВ ХРИСТИАНСКИЙ БРАК ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ ДЕЛО БЛЛГОВЕСТНИКА Глубины христианских веков светоносны, а в России, духовной нашей Родине «Святой Руси», они сияют алмазной мудростью, кри стальной выверенностью отношений, свежестью преданий и молит венной чистотою. И в затхлую нашу тьму все еще светят лучи З а кона Божьего, все еще хранит национальная память примеры исто вой любви, преданности, верности, терпимости, проникновенного понимания своего назначения на земле и долга — вот частицы той нравственной закваски, которой обильно окормлялась русская семья, а на ней уже творилась вся могучая Россия. Вот этой свето носною памятью, богатством примеров, глубинной простотою и строгостью слова и бесценна работа Николая Евграфовича Пестова «Христианский брак». Его имя известно очень редким кругам ин теллигентов и верующих. Его работы все еще ходят в безавтор- ских списках по церковным общинам. Непрофессионально отпеча танные уже пожилыми женщинами или чисто переписанные по их горячей просьбе школьниками, прошнурованные или толстыми об щими тетрадями. Обычно после заглавия — «Опыт Христианского миросозерцания», основного названия всего многотомного свода ра боты, — стоит очередное название и оговорка: диссертация на сте пень кандидата Богословия и обязательные буквы Г. Б. Р.— началь ные буквы слов «Грешный Божий раб». Потому что за пропаганду религии грозил срок, а диссертации на степень магистров Богослов ских наук худо-бедно писались в Духовных Академиях России и име ли некоторое право на свое существование. Сам же Николай Евгра фович внешне долго жил исключительно светской жизнью. Он родил ся в 1898 году, дворянин, в юности кавалергард царской армии, но сторонник тогдашних прогрессивно-революционных убеждений, он двадцати-трехлетним юношей, в разгар гражданской войны и смуты России, в 21-м году, пережил коренной перелом в своей внутренней жизни, то что у духовных людей называется «посещением Господ ним», и с тех лет вел долгую и нелегкую жизнь, он творил, только со- измеряясь с Законом Божиим. В вере был крепок и никогда не посту пился ею. Именно поэтому он, химик по профессии, доктор химиче ских наук, профессор Московского химико-технологического инсти тута, ученый с именем, имеющий в науке о химии свою точку, «Пес това», в начале шестидесятых, когда поднялась нечистая пропаган дистская волна на Православие, встал перед выбором, либо рек торское место, не соизмеримое с его религиозными взглядами, либо уже полное, безоглядное служение Господу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2