Сибирские огни, 1992, № 5-6
встречаются в борьбе, то Д авиду прощается многое, чего не прощает ся Голиафу. Конечно, средства, положенные в основу борьбы слабей шим из противников, рано или поздно формируют его, накладывают определенный, иногда роковой отпечаток, ведь «что посеешь, то и пожнешь», и мудрость заключена, как и всегда, в мере. Этой меры порой не хватало «Нашей газете». Эта детская болезнь затянулась, и я об этом говорил, выступал на 5-й конференции в г. Новокузнецке^ Вряд ли кому и когда удастся принизить исключительную роль этой газеты в процессе самосознания рабочего движения. При всех из держках ее работы, которые в большой степени (как и достоинства) определяются личностными качествами соредакторов, политическое значение «Нашей газеты» в деле слома тоталитарного мира, и прежде всего в мышлении, в деле «открытия глаз» рабочим на действитель ное положение дел, невозможно переоценить. Это энциклопедия ра бочего движения в Кузбассе, это бесценный материал для будущего историка. Я не стану отрицать того, что идеологический центр стачкомов, «кухня», где «варятся» политические блюда, переместился в кабине ты соредакторов «Нашей газеты». Собственный мозговой центр рабо чего движения был крайне слаб. Как теоретика, я мог бы назвать разве что А. Асланиди. Интеллигенция, если позволительно так назы вать людей с дипломами, выжидала., а те, кто все-таки шел к рабо чим, не умели говорить о сложном просто, не умели опускать пробле му до уровня понимания рабочих масс. Интеллигенция больше гово рила о том, как должно быть, но не о том, как сделать то, что долж но быть. Рабочие в силу своего труда мыслили категориями техноло гии—.«здесь отверни, это замени, сюда поставь», а приходящая ин теллигенция категориями должного. Например — «Закон есть закон, хорош или плох, он должен соблюдаться». А рабочие не могли по нять, почему это несправедливый закон должен исполняться? Так по лучилось с поспешно принятым антизабастовочным. законом, назван ным с присущем государству лицемерием — «Законом о разрешении трудовых споров». Попытки объяснить все-таки технологию изменения закона наты кались на реалии жизни, на опыт практический, и все теоретические постррения рушились, соприкасаясь с действительностью, как песоч ные замки, когда из них солнце вытягивает всю скрепляющую их влагу. Тезис — если закон не отвечает развитой совести, пусть страдает закон, а не совесть,— находил куда большее понимание, чем тезис — пусть рушится мир, но закон торжествует. Редакция газеты выполняла роль улавливателя и выразителя то го, что чувствовал рабочий человек, но не всегда мог сказать об этом. В какой-то степени это был взаимный процесс. Перед рабочим движением 1989 года, действительно, как пишет Б. Синявский, стояло несколько альтернатив: профсоюз или нечто не понятное— организация, контролирующая Соглашения? Мы создали такую организацию. Очень скоро многие поняли ее бессмысленность, узкий жизненный плацдарм, обреченность на ежедневную имитацию дела. Именно на этой почве, помимо других, у меня произошел конф ликт в рабочем комитете г. Прокопьевска, который привел к моему выходу из рабочкома в апреле 1990 года. Я не представлял, как это можно было ежедневно с 8 до 5 часов контролировать Соглашение? Это непонимание пришло не тольжо со временем, но и с опытом беспо лезного общения с Правительством, в начале-то, конечно, был опти мизм, вместе с незнанием, как организовать на деле союз по профес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2