Сибирские огни, 1992, № 5-6

перебирался туда для «беседьл с богом». Чемал называли жемчужи­ ной Алтая, II ни один путешественник, ни один художник не мино­ вал этого уголка природы. Потому-то сибиряки решительно возража­ ют против гидростроителей, пытающихся вторгнуться туда со строи­ тельством Катунской ГЭС. Катунь необходимо защищать так же, как Байкал, Севан и Арал. Слава Чемала еще в начале века гремела на всю Сибирь благода­ ря редчайшему таланту Григория Ивановича Гуркина из племени Чорос, воспитаннике гиганта живописи И. И. Шишкина. Начав с примитивной иконописи, Григорий Иванович поднялся до вершин мастерства, Его талант, к сожалению, до сих пор по достоинству не оценен историками живописи. Зазубрин надеялся на новую встречу с Гуркиным, возвратившим­ ся несколько лет назад из своих вынужденных скитаний по Монголии II Туве. И вот Союз писателей СССР предоставил Владимиру Яков­ левичу, Павлу Кучияку и мне творческую командировку в Горный Алтай. На целый месяц! Ясно, что мы первым делом побываем в Чемале. Слава Чемала возрастала с каждым годом. В конце двадцатых годов там началось строительство дома отдыха ВЦИК. Руководить стройкой поручили Екатерине Ивановне Калининой — жене М. И. Калинина. Над обрывом к реке Чемал, впадающей в Катунь, среди вековых сосен появились двухэтажные санаторные корпуса с двух­ местными палатами. Толковые архитекторы умело вписали в окру­ жающую природу здание гидростанции, обеспечивающей здравницу энергией. Все природные богатства сохранялись в неприкосновен­ ности. Помимо именитых москвичей, отдыхали там и сибиряки окрестных областей, в частности работники МТС. Как-то золотой осенью провел там отпуск Н. И, Бухарин. Наезжал иногда во время командировок в Сибирь и М. И. Калинин. Два месяца жил там Г. И. Гуркин, писал этюды, а также портреты ударников из соседнего колхоза, хотя и не считал себя портретистом. Для большого зала столовой он создал по­ лотно, запечатлевшее Катунский хребет с кристальной короной Бе­ лухи, высочайшей верьнины Алтая. Хотя из-за слабеющего зрения старого художника это полотно значительно уступало его знаменитой картине «Хан-Алтай», но мастер Гуркин оставался непревзойденным пейзажистом Алтая. Жаль, что в безвременье для Чемала, когда д а ­ же и Екатерина Ивановна оказалась во власти «ежовых руковиц», следы этого полотна затерялись. Но мы там были еще до большого разгула сталинских репрессий, и здравница славилась, помимо природных условий, образцово по­ ставленным подсобным хозяйством, которое полностью обеспечивало отдыхающих свежими продуктами. Стадо коров, отара овец, отмен­ ный птичник, маслодельный и сыроваренный заводы, колбасный .цех, яблоневый сад —- все было свое. Д аж е бахчи. Д аж е две пасеки в горах. Даже табунок кобылиц для изготовления кумыса. Одно лето кухонными отходами откармливали медвежат, которые до 'поры до времени служили и для забавы: так, один из них, Потап, останавли­ вал курортников на тропинке, садился и широко открывал рот, тре­ буя, чтобы ему всыпали горсточку кедровых орешек. Екатерина Ивановна, гостеприимная хозяйка, пригласила нас к себе на чай, вспоминала об участии в революционном движении, о хозяйственных хлопотах, о своем знаменитом соседе-художнике, с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2