Сибирские огни, 1992, № 5-6
савшийся в улусах Большой орды, чуть-чуть избежав ший предательства, скрылся в горах, потом явился в июле 1757 г. в Сибири, чтоб умереть от оспы*. Бее па ло, все разрушено, кроме развалин Галдановой кумир ни, доныне уцелевшей при минеральных водах к вос току от 03. Алакуля. Как прекрасно отзывается в па мяти потомства благородная быль, что Россия, не раз приглашаемая к разделу Чжунгарии, не только не за пятнала себя добычею из опустошенного ханства, но даровала еще великодушное убежище спасавшимся от меча и погибели. В описываемое десятилетие не произошло ничего гласного между Сибирью и Чжунгарией, потому что одна пожиралась внутреннею гидрою, а другая обес печивала свою границу; но, к удивлению, Шапп рас сказывает, что в 1761 г. возвратились в Тобольск из Петербурга двое чжунгарских посланцев, ездивших для представления об уничтожении иртышских кре постей и не знавших до приезда в Тобольск о падении их отечества**. Трудно отгадать, при котором контай- ше были они отправлены; Давацию и Амурсане недо ставало времени о том помышлять. Разве это могло случиться при первом преемнике Галдана, Цаган-Дор- же, как человеке сумасбордном, но после убиения его, за 1 0 лет случившегося, могли ли посланцы прожи вать столько времени в России? Не приличнее ли ду мать, что под именем посланцев калмыцкие торгаши, в смутное время купившие верительное письмо, за печатью контайшинскою, приезжали под предлогом негоциации, для получения подарков и свободного . торга? Этот почетный способ торга в обычае у азиат ских переговорщиков. 9, Пока само правительство не озарит нашу исто рию нужными сведениями, относительно сношений с Китаем, мы должны довольствоваться или событиями, * Известно, что вслед за Амурсаною явилась на границе и жена его Битей с сыном Пунцуком. По смерти мужа о н а . отправлена к волжским калмыкам, отсюда по желанию имела позволение приехать в 1761 г. в Петербург, где и умерла. Аббат Уапп пишет, что Амурса- на жил несколько времени в Тобольске, будто бы в загородном ар хиерейском доме, или, как ныне говорят, в архиерейской роще, где нет уже ни прежнего дома, ни церкви во имя Всех Святых. Не знаю, можно ли этому верить, при недостатке местной наслышки; но по койник готов был божиться за свое сказание. ** Не мудрено, потому что в Русских Ведомостях падение Чжун гарии описано от 14 декабря 1762 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2