Сибирские огни, 1992, № 5-6

что она и не защищает телеутов, около оз. Телецкого кочующих. По трем сим усмотрениям признано за нужное распространить линию вверх по Иртышу, от Усть-Каменогорска, чрез ущелья, найденные доступ­ ными до р. Бухтармы, имея в виду и то, что новым обладателям Чжунгарии не будет надобности оспори­ вать наше обзаведение на Бухтарме, если мы не захо­ тим выставиться на берегах Зайсана. С обзаведением на Бухтарме представится возможность препятство­ вать проходу неприятельских судов, прикрывать но­ вые рудники и подавать защиту телеутам. В сообразность сих заключений послан в 1760 г. из Усть-Каменогорска майор Шанский до вершин Бух­ тармы для описания мест и постановления знаков, где быть границе и укреплениям. В то же время от ф. Бехт- смирского, вновь построенного на р. Бии, отправлен майор Эден на западный берег оз. Телецкого, оттуда по р. Башкаусу до вершин Бухтармы, где должен со­ единиться с Шанским, и на своем пути также сделать затеей для укреплений так, чтобы посредством их свя­ зать линию Бухтарминскую с Телецко-Кузнецкою. Первый дошел до вершин Бухтармы* и поставил, где следовало, столбы с надписями; второй, следуя по р. Катуни, вместо Бии до реч. Наймы**, и оттуда вле­ во до устья Чулышмана, падающего в оз. Телецкое, прошел 207 в. и далее идти вверх по р. Башкаусу не видел возможности. В этом направлении ему предле­ жало бы пересечь р. Чую и посредством р. Чаган- Узунь пробраться к отноге, а не к вершинам Бух­ тармы. По неудовлетворительности принесенных сведе­ ний, назначены в 1761 г. три экспедиции, с прикоман­ дированием горнозаводских людей для рудных приис­ кав, Первая при инженер-майоре Петрулине по пути Шанского, вторая, опять при майоре Эйдене, по р. Ка­ туни, третья, с Чагирского рудника, при майоре Поли* По описанию Шанского, у р. Бухтармы 3 истока: первый с С.-З., другой с Ю.-В. (оба текут с великой крутизны чрез камни), третий середний, по которому проходил Шанский, течет чрез расселину гор и выбегает из озерков, высоко лежащих и низливающих воду с гро­ хотом. Этот исток соединяется с прочими, а с Иртышем, в качестве соединенной реки, через ПО верст. ** Ныне на реч. Найме (правильнее, Майме) водружена походная церковь православной миссии пол начальством благоговейного архи­ мандрита Макария, насаждающей веру во Христа Бога, среди татар и телеутов. Бог с ними!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2