Сибирские огни, 1992, № 5-6
ЛИЯ, нужен штат сотрудников. И тогда мечта Дьякова, наконец, осуществится. Я говорю и о другом забытом начинании — о Комитете по Верх ней Оби, призванном защищать природу Кузбасса, Алтая, Красно ярского края, Новосибирской и Томской областей. Какая это была великолепная идея — собирать В1месте ученых-экологов, специали стов различных отраслей Сибири, советских и хозяйственных руко водителей, держать в поле зрения экологическую обстановку в ре гионе, анализировать ситуацию и реагировать на ее изменение, своевременно бить тревогу в министерствах и ведомствах, забо титься о здоровье людей. Комитет перестал собираться, словно испугавшись той картины разрушения сибирской природы, которая предстала в его аналити ческих материалах. Д а, выслушали меня сочувственно. И кое с чем согласились. И кое-что пообещали. Вот только ответственные товарищи, заверив шие, что примут меры, вскоре из президиумов исчезли. Одни ушли на повышение, перебрались в столицу. Других смыла волна шах терских забастовок, демократизации и плюрализма. На трибуны вышли люди с совсем другими заботами. Убежден; для того, чтобы мы могли по-настоящему защитить природу от разрушения, отстоять передовые научные направления, нужны политическая стабильность и правильная экономическая перспектива. Без этого самые гуманные социальные программы и программы природоохранные будут лишь аргументами в борьбе за власть. И я решил более не сотрясать воздух речами, а поехать в Те миртау, изучить архив Дьякова и его научное наследие в ожида нии лучших времен. В этом деле у меня появился единомышленник, кемеровский художник Петр Федорович Борисов. Он звонил мне ежемесячно, потом еженедельно, потом ежедневно, спрашивал, когда же мы едем. Его волновало то обстоятельство, что имя Дьякова до сих пор не увековечено. И он предлагал переименовать соответствую щим образом улицу Садовая, на которой ученый жил, а также присвоить его имя обсерватории на горе Улу-Даг. Д ля Петра Федоровича Борисова Темиртау — родина. Когда Дьяков подрабатывал в местной школе уроками, среди его учени ков был и будущий художник. Потсим Петр Федорович ушел на войну, участвовал в разгро.ме Японии на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись, окончил художе ственное училище. Живя в Кемерове, поддерживал связь с Д ьяко вым и его семьей. Его кисти принадлежит портрет бога погоды, а также портрет Фламмариона, который я видел потом в обсервато рии на горе Улу-Даг. Высокий, худой, с длинными усами, высветленными временем, он сердился на меня, искренне не понимал, как это можно ходить на различные редколлегии, оргбюро, худсоветы, жюри, комиссии, совещания, когда гибнет космическое дело и влияние солнечной ак тивности на земную погоду не находит отражения в прогнозах. В конце концов я согласился с его претензиями в мой адрес, прервал свои суетные занятия и собрался в дорогу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2