Сибирские огни, 1992, № 5-6
Именно так чаСто изображали украинок, йли, как тогда называли, малороссиянок, в разных учебниках географии России. И поэтому-то они были столь неотразимы, что в буквальном смысле слова сводили мужчин с ума, как кузнеца Вакулу». Все эти наблюдения Дьяков подтверждает весьма нетрадицион ным литературоведческим анализом произведений Гоголя, в первую очередь, его «Вечеров на хуторе близ: Диканьки». Что ведьмы и колдуньи непременно с босыми ногами, явствует из повести «Вий». Далее убедительные примеры из Ивана Бунина, это рассказ «Руся»... Из пушкинского «Евгения Онегина» прелестные строки о женских ножках... Из Синклера Льюиса повесть «Капкан»... Из оте чественных писателей, более поздних — рассказ «Ялгуба» Геннадия Фиша и «Сумерь» Георгия Семенова... Забавным представляется еще одно наблюдение Дьякова: «Весьма интересно, что такое действие достигает максимальной степени только тогда, когда женщина совершенно босая, без всякой обуви. Но стоит ей надеть, хотя бы самые легкие босоножки, остав ляющие открытыми всю ступню, но закрывающие подошву, как т а кой эффект Сразу же резко уменьшается». Мне думается, что сам Дьяков ходил босиком вовсе не из эро тических побуждений. Просто у него было здоровое мироощущение, ж аж да жизни и деятельности... Он хотел видеть небо и чувствовать под ногами землю. И когда мне говорят о тайне Дьякова, об откры тии. которое он якобы унес с собой в могилу, я всегда думаю, что тайна эта вполне постижима, если принять во внимание не только чисто метеорологические разработки ученого, но и широту его ин тересов, масштабность знаний, раскованность и ассоьгиативность мышления, великолепную память и незаурядное, я считаю, литера турное дарование. Окрестности горы бога погоды, не занятые Черневой тайгой и оврагами, это в основном картофельное поле. Небольшая деляна есть на самой вершине, сразу за телевышкой. Ее^ обиходил де журный Саша Изместьев и теперь подкапывал крайние кусты на собственные нужды. И меня не забывал. Возвращаясь из грибного Похода, я обнаруживал на дверной ручке сетку со свежевыкопанной картошкой — бескорыстный Сашин дар. Сетку я высыпал в угол и накладывал в нее подберезовиков и подосиновиков. Я относил сет ку к домику дежурного и, если Саши не было, также вешял на дверную ручку. Однажды под вечер, оглашая Лес звонкими голосами, к обсер ватории пришел целый класс — восьмой, как выяснилось, — здеш ней средней школы. Ребята высыпали на крыльцо кучу грибов. — Нарезали по дороге сюда. — И пояснили: — Мы сегодня ко пали картошку на школьном участке, нас уже отпустили. Ребята прослышали, что обсерватория вновь стала обитаемой, и пришли на меня посмотреть. Я пригласил их внутрь. Они заполнили лекционную комнату, разобрали стулья — всем хватило: — Кто такой Дьяков, мы знаем. Расскажите, как он стал богом погоды. Где на бога погоды учился? Я, конечно, начал с того, что можно выучиться на квалифици рованного метеоролога, но не на бога погоды. Дьяков стал ученым
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2