Сибирские огни № 11 - 1983
Афанасий Николаевич Попов), стихотворе ние это, также ставшее массовой песней, обладает большой эмоциональной силой. Мы встали, сжимая и пику, и штык, рабочую, власть защищая свою, борьбы не страшится орел-большевик и смерти на бранной дороге в бою. Реальный прототип был и у героя рас. сказа «Никус помешанный». П. А. Ойун- ский хорошо знал 60-летнего Николая Ивановича Попова, который слыл местным философом, безоговорочно поддерживал Советскую власть и был за это заживо сожжен белобандитами в 1921 г. Подвиг героя этого рассказа, его стремление прев ратиться в огненные семена, «от которых лучше станет жить на белом свете», сродни высокому самопожертвованию горьковско го Данко. Образ Данко, несомненно, вдох новлял П. А. Ойунского и при написании рассказа «Сердце» (1937), где воспет подвиг партизана, попавшего в окружение белых и взорвавшего себя вместе с вра гами. К числу наиболее крупных заслуг Ойун ского перед национальной литературой относится создание целого ряда произведе ний, посвященных В. И. Ленину. По сути он положил начало якутской Лениниане. В январе 1924 г. поэт находился в Москве, принимал участие в работе XI Всероссий ского съезда Советов. Он был среди тех, кто с замерзшими на глазах слезам« про вожал Ильича в последний путь. Размыш ления тех скорбных дней, клятва на вер ность ленинским заветам отразились в стихотворении «На смерть вождя», напи- санном-23 января 1924 г. Священный мы чествуем прах, Склонившись над ним головой. Глядим не с тоскою в глазах — В нас вечен порыв буревой! О тех же событиях повествует очерк «В дн,и похорон Ленина» (1924). Кроме того, в св'оих воспоминаниях П. А. Ойун- ский рассказал о том, как он слушал речь В. И. Ленина на X съезде РКП (б), пере дал свои впечатления от колоссального личного обаяния вождя, от свойственной ему проникновенной убедительности. . Много внимания уделил писатель про паганде ленинских идей, зафиксированных в партийных документах об индустриализации И коллективизации страны. После XIV съез да ВКП(б) было написано стихотворение «Железный конь» (1926).1 Символ, употре бленный в свое время Карлом Марксом, разворачивается поэтом в яркий образ громадного стального локомотива, летя щего сквозь тьму. Он не устал. Летит вперед. На коммунизм Он курс берет. Он вихрем воздух закрутил, Он землю всколыхнул И, вызывая ночь на бой, « Огонь в нее метнул. В таком же наступательном духе написа но стихотворение «Артели, славьте!» (1931) 1Другой вариант перевода — «Железный скакун». Ом. «Сибирские огни», 1956, №6. • ж ш в н Видишь: наша взяла! Нет колхозам числа. Не бежим никогда От любого труда, А в горячие дни Нас поди догони! Однако писатель не закрывал глаза на трудности, связанные с кардинальными пре образованиями жизни как во всей стра не, так и в его родной Якутии. Ряд таких коллизий он показывает в небольшой повести «Освобождение из тины» (1930). Здесь выведены « кулак, замаскировавшийся под трудового крестьянина, я примазавшийся к партии подкулачник, который пытается ошельмовать середняка, ставшего хозяи ном в годы Советской власти. Й хотя кон фликты разрешаются писателем несколько упрощенно, однако поставлены они были очень своевременно и способствовал« поли тическому воспитанию масс. Ойунский подчас проявлял свойственный поэтам дар предвидения. Так, еще до при нятия первого пятилетнего плана, им был написан рассказ «Великий столетний план»— «вновь создаваемое олонхо», как опреде лил его сам писатель. В рассказе повеству ется об улусном собрании, где обсуждают перспективы развития Якутии. К 70-летию Великого Октября намечено построить со циализм и начать строительство коммуни стического 'общества. Рассказ проникнут глубокой верой в творческие способности народа. «К столетию Октября наступит эра коммунизма. Исчезнут с лица земли стра дания, нищета, голод и болезни. Именно такая жизнь породит людей могучего ума, отважного сердца, гениальных творцов искусства и литературы, поэтов и прозаи ков,— утверждает автор устами своего ге роя, .большевика Трофима Толорулаха,— Человеческий разум победит все, и сам че ловек станет, действительно, всемогущим». Конкретные приметы эпохи довольно ча сто проступают и в, казалось бы, сугубо «личной» лирике поэта. Вот, например, ка кие строки можно встретить в стихотворе нии «Дума. (Завещание)»: Кто не видит верный щит в ЦК,— Партия тому не дорога, Тот себя поставит вне рядов Славной партии большевиков. Написан ое -в начале 1929 г., это стихо творение как бы подводит итог борьбы с антипартийными группировками, для лик видации которых еще более сплотились лучшйе силы партии, всего народа. Всем сердцем ощущая героические свер шения своего времени, непосредственным участником которых он был, И. А. Ойун ский стремился найти для них высокие, подлинно эпические формы. И в этих глу бинных поисках он неизбежно вышел к на циональному фольклору. Обращение П. А. Ойунского к сокровищ нице народного устного поэтического твор чества с точки зрения литературного про цесса более чем закономерно. Для младо письменных литератур, какой сразу в по слереволюционное время была якутская, именно накопленный в течение многих ве ков народный опыт художественного ми ровосприятия служил той исходной осно вой, на которой впоследствии развивается все многообразие форм и жанров социали-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2