Сибирские огни № 11 - 1983

Афанасий Николаевич Попов), стихотворе­ ние это, также ставшее массовой песней, обладает большой эмоциональной силой. Мы встали, сжимая и пику, и штык, рабочую, власть защищая свою, борьбы не страшится орел-большевик и смерти на бранной дороге в бою. Реальный прототип был и у героя рас. сказа «Никус помешанный». П. А. Ойун- ский хорошо знал 60-летнего Николая Ивановича Попова, который слыл местным философом, безоговорочно поддерживал Советскую власть и был за это заживо сожжен белобандитами в 1921 г. Подвиг героя этого рассказа, его стремление прев­ ратиться в огненные семена, «от которых лучше станет жить на белом свете», сродни высокому самопожертвованию горьковско­ го Данко. Образ Данко, несомненно, вдох­ новлял П. А. Ойунского и при написании рассказа «Сердце» (1937), где воспет подвиг партизана, попавшего в окружение белых и взорвавшего себя вместе с вра­ гами. К числу наиболее крупных заслуг Ойун­ ского перед национальной литературой относится создание целого ряда произведе­ ний, посвященных В. И. Ленину. По сути он положил начало якутской Лениниане. В январе 1924 г. поэт находился в Москве, принимал участие в работе XI Всероссий­ ского съезда Советов. Он был среди тех, кто с замерзшими на глазах слезам« про­ вожал Ильича в последний путь. Размыш­ ления тех скорбных дней, клятва на вер­ ность ленинским заветам отразились в стихотворении «На смерть вождя», напи- санном-23 января 1924 г. Священный мы чествуем прах, Склонившись над ним головой. Глядим не с тоскою в глазах — В нас вечен порыв буревой! О тех же событиях повествует очерк «В дн,и похорон Ленина» (1924). Кроме того, в св'оих воспоминаниях П. А. Ойун- ский рассказал о том, как он слушал речь В. И. Ленина на X съезде РКП (б), пере­ дал свои впечатления от колоссального личного обаяния вождя, от свойственной ему проникновенной убедительности. . Много внимания уделил писатель про­ паганде ленинских идей, зафиксированных в партийных документах об индустриализации И коллективизации страны. После XIV съез­ да ВКП(б) было написано стихотворение «Железный конь» (1926).1 Символ, употре­ бленный в свое время Карлом Марксом, разворачивается поэтом в яркий образ громадного стального локомотива, летя­ щего сквозь тьму. Он не устал. Летит вперед. На коммунизм Он курс берет. Он вихрем воздух закрутил, Он землю всколыхнул И, вызывая ночь на бой, « Огонь в нее метнул. В таком же наступательном духе написа­ но стихотворение «Артели, славьте!» (1931) 1Другой вариант перевода — «Железный скакун». Ом. «Сибирские огни», 1956, №6. • ж ш в н Видишь: наша взяла! Нет колхозам числа. Не бежим никогда От любого труда, А в горячие дни Нас поди догони! Однако писатель не закрывал глаза на трудности, связанные с кардинальными пре­ образованиями жизни как во всей стра­ не, так и в его родной Якутии. Ряд таких коллизий он показывает в небольшой повести «Освобождение из тины» (1930). Здесь выведены « кулак, замаскировавшийся под трудового крестьянина, я примазавшийся к партии подкулачник, который пытается ошельмовать середняка, ставшего хозяи­ ном в годы Советской власти. Й хотя кон­ фликты разрешаются писателем несколько упрощенно, однако поставлены они были очень своевременно и способствовал« поли­ тическому воспитанию масс. Ойунский подчас проявлял свойственный поэтам дар предвидения. Так, еще до при­ нятия первого пятилетнего плана, им был написан рассказ «Великий столетний план»— «вновь создаваемое олонхо», как опреде­ лил его сам писатель. В рассказе повеству­ ется об улусном собрании, где обсуждают перспективы развития Якутии. К 70-летию Великого Октября намечено построить со­ циализм и начать строительство коммуни­ стического 'общества. Рассказ проникнут глубокой верой в творческие способности народа. «К столетию Октября наступит эра коммунизма. Исчезнут с лица земли стра­ дания, нищета, голод и болезни. Именно такая жизнь породит людей могучего ума, отважного сердца, гениальных творцов искусства и литературы, поэтов и прозаи­ ков,— утверждает автор устами своего ге­ роя, .большевика Трофима Толорулаха,— Человеческий разум победит все, и сам че­ ловек станет, действительно, всемогущим». Конкретные приметы эпохи довольно ча­ сто проступают и в, казалось бы, сугубо «личной» лирике поэта. Вот, например, ка­ кие строки можно встретить в стихотворе­ нии «Дума. (Завещание)»: Кто не видит верный щит в ЦК,— Партия тому не дорога, Тот себя поставит вне рядов Славной партии большевиков. Написан ое -в начале 1929 г., это стихо­ творение как бы подводит итог борьбы с антипартийными группировками, для лик­ видации которых еще более сплотились лучшйе силы партии, всего народа. Всем сердцем ощущая героические свер­ шения своего времени, непосредственным участником которых он был, И. А. Ойун­ ский стремился найти для них высокие, подлинно эпические формы. И в этих глу­ бинных поисках он неизбежно вышел к на­ циональному фольклору. Обращение П. А. Ойунского к сокровищ­ нице народного устного поэтического твор­ чества с точки зрения литературного про­ цесса более чем закономерно. Для младо­ письменных литератур, какой сразу в по­ слереволюционное время была якутская, именно накопленный в течение многих ве­ ков народный опыт художественного ми­ ровосприятия служил той исходной осно­ вой, на которой впоследствии развивается все многообразие форм и жанров социали-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2