Сибирские огни № 11 - 1983

истинно художественный конец- для данной пьесы. В разговоре с одним из авторов при­ веденных в книге воспоминаний (с Иллари- ей Граковой) на вопрос, меняется ли Видов в конце пьесы или остается прежним, Вам­ пилов ответил: «Я считаю— меняется...» Этим все и сказано. Все страшное, прожи­ тое героем на наших глазах, было НЕ ЗРЯ. Это вовсе не проигранная жизнь, как соб­ лазнительно считать с высоты наших «не- проигранных», это начало новой, еще без пути, но уже с обретением дна под ногами. Зилов заработал свою правду о себе. Он действительно поедет на охоту, но он УЖЕ знает о себе побольше, чем мы с вами. Ведь у него-то СУД позади, а у нас? Боюсь, что для многих это дело вообще окажется не­ посильным. Говорилось уже о том, что «Утиная охо­ та» — горькое лекарство, что Зилов — герой НАШЕГО времени, нашего с вами, и это все, конечно же, верно, но только время, нуждающееся в подобных лекарствах, ка­ жется, не заканчивается никогда. Потому что хоть и меняются «обстоятельства» и «блага», давящие на человека или соблаз­ няющие его, сам момент внутреннего выбо­ ра никуда от него, от человека, не уходит и ни на чьи плечи не перекладывается. По­ следняя пьеса Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» — это уже не конфликт в чело­ веке, это уже «после него». Выбор себе спо­ соба жить как недеяния. Надлом и уста­ лость. «Добиваться справедливости — безу­ мие...»— говорит Шаманов. Однако, ува­ жая его усталость и прошлую его боль, мы не торопимся теперь с ним соглашаться. Потому что пошлость жизни хоть и доста­ точная причина, чтобы разрушиться челове­ ку, но недостаточная для ОПРАВДАНИЯ его. Ибо — и это-то и есть урок «Утиной охоты» — помимо обстоятельств, всегда ос­ тается еще он сам, его личное внутреннее решение и выбор. «Прошлым летом в Чу­ лимске» — это пьеса о том, как возвращает­ ся, выходит на свет человек из нравствен­ ного тупика к действию, к жизни, к борьбе. Ведь борьба идет, разумеется, не только внутри нас, но и снаружи. И какая еще! Это пьеса о том, как, проиграв себя внут­ ри себя, мы захватываем в этот проигрыш, хотим мы того или нет, тех, кто рядом с на­ ми, как мы встаем — хотим мы этого или не хотим — на сторону зла животного эгоизма. Это пьеса о неразлучной связи того, что «внутри» нас, с тем, что «снаружи». Помни­ те, все в том же очерке «Прогулки по Куту- лику»: «Что в моей жизни, в моих поступ­ ках есть такого, что дурно отражается на других людях?» Да, да, оказывается все связано. И от того, как решит свое «быть или не быть» Шаманов, зависит судьба де­ вушки Валентины, быть может, даже - ее жизнь. Уже отмечалось, что девушка-ге­ роиня во всех четырех больших пьесах Вампилова — это как бы нравственный ка­ мертон, чистый звук, по которому сверяет свой зафальшивевший голос главный герой. И если до «Прошлым летом в Чулимске» она от главного героя уходила или убегала, то в этой пьесе она едва не погибает из-за него. Она погибает, а не он. И это страш­ нее. Это уже не плата собою за собствен­ ный выбор и несостоятельность, это плата «чужим». Путь героя можно представить теперь так: если Колесов берет на себя от­ ветственность выбора почти случайно и по­ луосознанно, если с Бусыгина она перекла­ дывается автором на обстоятельства, то Зи­ лов тащит уже ее всю целиком, один. Ша­ манов же опять раскладывает ее между со­ бою и обстоятельствами поровну. Но — и это уже принципиальное отличие от «Стар­ шего сына» — за свою половину-полувину он платит цену страшную. «Прошлым летом в Чулимске» — не открытие, это лишь гар­ монически развитый аккорд к открытию, сделанному раньше,— к «Утиной охоте», но аккорд, дающий очень важную подсветку к смыслу главного сквозного вопроса, ре­ шаемого Вампиловым. Однако в художест­ венном отношении это самое совершенное творение Вампилова, самое поэтичное, са­ мое благоуханное и музыкальное. Время, конечно, изменилось с того 1967 года. Все немножко сдвинулось и стало другим: язык, словечки, акценты, значимо­ сти. Изменилась сама рабочая точка об­ щественного сознания. Но творчество Вам­ пилова не утратило ни подлинности своей, ни высоты. Почему? Быть может, и потому, что все написанное им было болью и сутью собственной его души, проблемами, сакку- мулированными в нем его сложным време­ нем. Доказывая гражданскую сущность своей «Утиной охоты», Вампилов как-то сказал на одном из худсоветов, что Зи­ лов — это он сам. Пусть даже это не сов­ сем так, но факт, что творчеством Вампило­ ва исповедалось поколение, пришедшее в 60-х годах, не подлежит сомнению и под­ твержден в том числе высказываниями представителей его, приведенными в данной книге. Пьесы Вампилова вернули его поко­ лению высокую эту потребность и надежду БЬ1ТЬ хорошим человеком, а не только стремиться КАЗАТЬСЯ им изо всех сил. Это очень и очень многого стоит, и когда в кратком очерке биографии дра'матурга мы читаем, что Александр Вампилов был рож­ ден в семье сельского учителя неподалеку от Иркутска в дни, когда отмечалось 100-ле- тие после смерти Пушкина, и в честь вели­ кого поэта получил свое имя, нам уже не кажется это случайным, мы чувствуем тут и назначение, и судьбу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2