Сибирские огни № 11 - 1983
чувство: могу. Форма поддалась. Пишутся одна за другой две одноактные пьесы: «Ис тория с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Пьесы значительные. В них, правда, еще не выявлена та позднейшая за душевная авторская мысль, которая станет главной в «больших» его пьесах, но сдела на, если можно так сказать, для будущей этой мысли добросовестная загрунтовка. Это диалектика добра и зла в одном и том же человеке: плохой человек, обнаружи вающий вдруг -в себе живое сердце. Это еще не поиск причин, скорее констатация: вот, вот оно, все живые, в каждом из нас «есть». Тут вспоминается Гоголь с его «Ре визором», тут (в «Истории с метранпа жем») вспоминается и его, гоголевский, про курор из «Мертвых душ», у которого, как обнаружилось после его смерти, оказывает ся, была душа. Автор утверждал, что нет человека абсолютно правого, а правы и не правы на свой лад все. И многое еще дру гое. Здесь Вампилов уходит, и уже навсег да, от героев «плохих» и «хороших», от вульгарно-социологического подхода к че ловеку. Появляется первая большая много актная пьеса «Прощание в июне», предтеча «Утиной охоты». Здесь нащупан уже глав ный. конфликт: выбор человеком между тем и этим, последствия выбора и ответствен ность за него. «Что будет, если...» играет свою пьесу Вампилов. И смотрит, наблюда ет: что? Выходит на сцену первый из* глав ных героев Вампилова, его альтер эго, в данной пьесе — Колесов. Вопрос, сидящий в Колесове, не шуточный. Почему нельзя предпочесть одно другому? Зачем не пред почесть? Любимая девушка и карьера. Де вушку ведь можно будет вроде бы и заме нить (помните рассказик «Моя любовь»), а карьеру-то? Что стоит за тем и за этим? В «Двадцати минутах с ангелом» задавался вопрос: может ли человек взять и ни с того ни с сего сделать бескорыстный поступок? Просто сделать. Ради самого поступка. От дать. По любви, так сказать, к людям. В «Прощании...» этот же вопрос перевора чивается вверх ногами: сколько рублей нужно д а т ь честному человеку, чтобы честный в з ял? Тыщу, десять тысяч, сто? И там, в «Двадцати минутах...», и здесь, в «Прощании...», вопрос звучит пока чуточку нарочито, но этот-то самый вопрос и явля ется подготовкой к трагедии, которая ра зыграется (и уже начинает разыгрываться) с главным вампиловским героем. Пьеса рыхловата, в ней есть рудименты некоего молодежно-студенческого зрелища, некото рая нажимистость и риторическая заострен ность иных образов, но — повторим — конф ликт нащупан и герой рожден. «Старший сын». Эту пьесу ставят чаще остальных. Она хороша сценической выст- роенностыо, экономностью средств, поворо тами, неожиданностями. Она не противоре чит оптимистическому взгляду на себя ее постановщиков и ее зрителей. Но по идеям, действующим в ней, она слабее и «Проща ния в июне», и «Провинциальных анекдо тов». Анчугин, поющий в финале «Двадца ти минут с ангелом» «Бежал бродяга с Сахали-и-на...», обнаруживающий во всей звериной своей темноте живую человечью душу, указывает все же на более серьез ные вещи, чем «попивающий идеалист» Са рафанов. Бусыгин, главный герой «Старше го сына», тоже из задушевного авторского ряда «Колесов — Зилов — Шаманов», но он как бы самый удаленный от проникающей их центральной темы. Вина Бусыгина почти не вина, она словно бы невольна, а искуп ление ее по сути не искупление. Герой воз вращается в лоно правды не бескорыстно даже — призом за честность будет ему воз можная взаимность любимой девушки. Да же разоблаченный в конце пьесы полушаро- мыга Сильва вызывает у нас порою боль шее сочувствие. Сильва искренне готов к товарищескому подвигу самопожертвова ния, Бусыгин же, склоняющий его к этому в пользу мнимого меньшого брата, сам при сем ничего не теряет, а даже Наоборот. А когда. Сильва потом все ж по-человечески не выдерживает обретенной высоты и сры вается, это не на столько уж хуже благо родства за чужой счет, которое демонстри рует Бусыгин. Разве что в начале пьесы, го воря обманувшим их с Сильвой девицам гордое «До свидания», Бусыгин проявляет некую широту. Но благородное pro подыг рывание в двухстороннем обмане застесняв шемуся своей работы Сарафанову оставля ет в душе читателя сложное чувство. Ведь благородство Бусыгина является тут на глазах девушки, которой ему охота нра виться, на фоне к тому же неумно и небла городно ведущего себя соперника. Но Вам пилову, конечно, нужна была и эта пьеса. И не случайно именно после «Старшего сы на» появилась на свет «Утиная охота». Ста ло очевидно: переносить ответственность на плечи обстоятельств — значит не возвышать героя, а облегчать ему существование, вво дить в конечном счете в обман, в самооб ман. А Вампилову — и, в том его сила, как всякого настоящего художника — нужен был не успех, а именно истина, постижение ее. Итак, от пьесы, которую Можно было б назвать «Такой хороший старший сын», Александр Вампилов, совершая подготов ленный, но все же удивительной крутизны виток, переходит дальше к великолепной «Утиной охоте». «Утиная охота» писалась в 1967 году. О чем она? Что она? Тут уместно было бы вспомнить расхожее мнение о среде, дикту ющей якобы нам нашу жизнь, о том, что-де жизнь это жизнь, что такая уж сложная она штука, что, к примеру, один из героев «Утиной охоты» Кушак, желая полакомить ся клубничкой и делая недвусмысленные попытки в этом направлении, все же стран ным образом не теряет высоты в собствен ных глазах, а продолжает, вполне в это ве ря, считать себя «порядочным человеком». Можно вспомнить Саяпина, у которого сдерживающим животные аппетиты барье ром сделались, по сути, одни наружные, внешние, так сказать — как панцирь у чере пахи — ограничения жизни. О его, Саяпина, искренней готовности продать за копейку друга, чтобы тут же не без задушевности даже, а главное, хохмя (чтоб было смешно и весело), с этим же другом на эту копей ку выпить. Можно говорить о суперменст- вующем «жутком» парне Официанте, кото рый без промаха лупит по живым уткам, о готовой на все, вплоть до измены мужу (квартира ж горит!) Валерии, о дошедшей до открытия «аликов» Вере, которая, не смотря на свое открытие, никуда от этих аликов не уходит, можно говорить о мно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2