Сибирские огни № 11 - 1983

Владимир Курносенко «Я СЧИТАЮ-МЕНЯЕТСЯ...» О книге Александра Вампилойа «Дом окнами в поле» Книга эта — практически полное собра­ ние написанного Александром Вампиловым за короткую жизнь. Предыдущие издания, выходившие в Москве и Иркутске, включали в себя либо пьесы, либо ‘пьесы с рассказа­ ми, либо одни очерки. Здесь же, помимо пьес,— все незавершенное, вплоть до по­ следнего наброска «Несравненный Наконеч­ ников», кроме рассказов, сценок и очерков в конце книги помешены воспоминания и размышления тех, кто знал Вампилова близко или кто оказался вовлеченным в по­ становку его пьес. Они, его товарищи, по­ пыткой осмыслить художническую и чело­ веческую его суть, добавляют тоже нечто важное к этому немного загадочному явле- нию— «Александр Вампилов», нечто, помо­ гающее нам, читателям, увидеть автора как бы со стороны, объемнее и живее. Читая первые зарисовки, очерки и сценки, можно проследить, как вызревала, искала себе язык, пластику, образы главная сквозная тема последних его пьес.\ В них, в этих роб­ ких еще узелках художественного синтеза, есть открытость, непредвзятость взгляда юного художника, есть его желание и внут­ ренняя возможность идти не от расхожих идей и готовых оценок, а от реальной жи­ вой жизни к ее духовно-художественному освоению. Вот, скажем, очерк «Прогулки по Кутулику». Уже здесь появляются местные футболисты, которые и з п р и н ц и п а отка­ зываются играть на своем поле бесплатно. Приехавшим сюда в Кутулик на районное первенство командам «платят», а им — они ведь все живут и питаются не в гостинице, а по домам — «не платят». И они отказыва­ ются.. Раньше, вспоминает Вампилов, те же ребята ездили играть в футбол за ^90 км, на товарняках, ездили сами, по своей инициа­ тиве, не задумываясь ни о деньгах, ни о чем другом,— и была ИГРА, была ее радость. Или в том же очерке он рассказывает о здешних хулиганах, о том, какие они есть и что помогает им такими быть. О том, что «среда — это мы сами. Мы, взятые вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности?.. И, значит, каждый мо­ жет спросить себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?.. Спросить, ответить на этот вопрос, а потом жить по-новому? Как просто!..» Или возь­ мем маленький рассказ «Моя любовь», гeJ рой которого возвращается к оставленной им в юности девушке и оставляет для того другую девушку,— что это? Злая судьба или безответственность героя? Вампилов зрел на диво быстро. Возможно, этому спо­ собствовало то, что он очень рано нащупал свой столь редкий для писателя жанр: дра­ матургию. В детстве (рассказик «Солнце в аистовом гнезде») он видит у себя в рай­ центре выездной спектакль и получает та­ кое потрясение, которое преображенным обернулось через несколько лет собствен­ ным даром творить. Замечено: не только сам писатель пишет свою книгу, но и книга растит и создает писателя. Вампилов шел по невиданно крутой спирали. Чем лучше оставалась у него позади вещь, тем на большее становился он способен. Приобре­ тенное не уставало (и скажем в скобках: так и не успело устать) усиливаться и ум­ ножаться целомудренным отношением к творчеству, самоотверженным ему служени­ ем. Один из товарищей рассказывает нам, вспоминая, как создавалась «Утиная охо­ та», что после дня труда прибавлялось в ней всего две-три фразы. Итак, начало пути. Появляется пьеса «Дом окнами в поле», небольшая лириче­ ская комедия. Естественность интонации, благородство героев. Благородство априор­ ное еще, не выстраданное и как бы бессоз­ нательное. Просто вот хорошие, люди. Зло не выпущено из сосуда, конфликта практи­ чески нет, или скажем так: конфликта хоро­ шего с очень хорошим. Но после этой пьесы непременно должно было появиться важное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2