Сибирские огни № 11 - 1983
Владимир Курносенко «Я СЧИТАЮ-МЕНЯЕТСЯ...» О книге Александра Вампилойа «Дом окнами в поле» Книга эта — практически полное собра ние написанного Александром Вампиловым за короткую жизнь. Предыдущие издания, выходившие в Москве и Иркутске, включали в себя либо пьесы, либо ‘пьесы с рассказа ми, либо одни очерки. Здесь же, помимо пьес,— все незавершенное, вплоть до по следнего наброска «Несравненный Наконеч ников», кроме рассказов, сценок и очерков в конце книги помешены воспоминания и размышления тех, кто знал Вампилова близко или кто оказался вовлеченным в по становку его пьес. Они, его товарищи, по пыткой осмыслить художническую и чело веческую его суть, добавляют тоже нечто важное к этому немного загадочному явле- нию— «Александр Вампилов», нечто, помо гающее нам, читателям, увидеть автора как бы со стороны, объемнее и живее. Читая первые зарисовки, очерки и сценки, можно проследить, как вызревала, искала себе язык, пластику, образы главная сквозная тема последних его пьес.\ В них, в этих роб ких еще узелках художественного синтеза, есть открытость, непредвзятость взгляда юного художника, есть его желание и внут ренняя возможность идти не от расхожих идей и готовых оценок, а от реальной жи вой жизни к ее духовно-художественному освоению. Вот, скажем, очерк «Прогулки по Кутулику». Уже здесь появляются местные футболисты, которые и з п р и н ц и п а отка зываются играть на своем поле бесплатно. Приехавшим сюда в Кутулик на районное первенство командам «платят», а им — они ведь все живут и питаются не в гостинице, а по домам — «не платят». И они отказыва ются.. Раньше, вспоминает Вампилов, те же ребята ездили играть в футбол за ^90 км, на товарняках, ездили сами, по своей инициа тиве, не задумываясь ни о деньгах, ни о чем другом,— и была ИГРА, была ее радость. Или в том же очерке он рассказывает о здешних хулиганах, о том, какие они есть и что помогает им такими быть. О том, что «среда — это мы сами. Мы, взятые вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности?.. И, значит, каждый мо жет спросить себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?.. Спросить, ответить на этот вопрос, а потом жить по-новому? Как просто!..» Или возь мем маленький рассказ «Моя любовь», гeJ рой которого возвращается к оставленной им в юности девушке и оставляет для того другую девушку,— что это? Злая судьба или безответственность героя? Вампилов зрел на диво быстро. Возможно, этому спо собствовало то, что он очень рано нащупал свой столь редкий для писателя жанр: дра матургию. В детстве (рассказик «Солнце в аистовом гнезде») он видит у себя в рай центре выездной спектакль и получает та кое потрясение, которое преображенным обернулось через несколько лет собствен ным даром творить. Замечено: не только сам писатель пишет свою книгу, но и книга растит и создает писателя. Вампилов шел по невиданно крутой спирали. Чем лучше оставалась у него позади вещь, тем на большее становился он способен. Приобре тенное не уставало (и скажем в скобках: так и не успело устать) усиливаться и ум ножаться целомудренным отношением к творчеству, самоотверженным ему служени ем. Один из товарищей рассказывает нам, вспоминая, как создавалась «Утиная охо та», что после дня труда прибавлялось в ней всего две-три фразы. Итак, начало пути. Появляется пьеса «Дом окнами в поле», небольшая лириче ская комедия. Естественность интонации, благородство героев. Благородство априор ное еще, не выстраданное и как бы бессоз нательное. Просто вот хорошие, люди. Зло не выпущено из сосуда, конфликта практи чески нет, или скажем так: конфликта хоро шего с очень хорошим. Но после этой пьесы непременно должно было появиться важное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2