Сибирские огни № 11 - 1983
советником по культуре о встрече со зна менитым писателем Болгарии Димитром Димовым, автором всемирно известного романа «Табак» и многих других произве дений, прославивших болгарскую литера туру. Чудесным августовским днем мы напра вились на встречу. Жил писатель на окраи не Софии, в уютном двухкомнатном особняке, окруженном большим садом. Нас очень приветливо встретили радуш ные хозяева. Понятно, что вскоре завязал ся разговор о литературе. Роман «Табак» только что вышел в СССР и имел большой успех. И почти в то же время в Болгарии вышла книга Коптелова «Снежный пик». Димитр Димов, внимательно следивший за всеми изданиями советских книг, читал эту повесть, поделился своими впечатле ниями о ней, поздравил Афанасия Лазаре вича и как автора, и как участника вос хождения, знатока Алтая. Коптелову пришлось отвечать на многие вопросы Димова о Сибири, немало выпало и на мою долю вопросов-ответов. Семью Димовых искренне интересовало все, что связано с жизнью нашей страны. А обаятельная хозяйка дома Надя Димова — драматиче ская актриса и замечательная мастерица кулинарного и кондитерского искусства — угостила нас разнообразными болгарскими кушаньями. Племянник Димитра Димова, инженер Христо, оказался вдохновенным фотографом, мы много снимались в доме и в саду. На прощанье, в память о чудесно проведенном дне и о самой встрече, обме нялись книгами-сувенирами с автографами. Из Софии нам предстояла поездка в Рильский монастырь, основанный в X веке, в эпоху древнего Болгарского царства, ученым монахом Иваном Рильским. Мона стырь многие века был центром просвеще ния, письменности, и культуры Болгарии. Священные для болгар реликвия обитате ли монастыря в страшную пору османского ига сумели сохранить для родины. Сейчас здесь музей. Нас встретил настоятель монастыря отец Александр. Рилу посещают многочис-, ленные туристские группы со всех концов земли. Но, когда о. Александр узнал, что мы русские писатели, он более обстоятельно рассказал нам историю монастыря, пока зал богатейшие коллекции церковной утва ри, одежду священнослужителей, драгоцен ные иконы; потом повел нас в библиотеку. Коротко рассказал и о себе. Родители рус ские. Отец, тоже священник, в годы революции уехал в Болгарию. Сам о. Александр окончил Софийскую богослов скую академию. В большом зале библиотеки было много книг на болгарском, русском и греческом языках. Я поделился с нашим хозяином ново стью: рассказал, как были возвращены «Четвероевангелия Марка» и «Сибирская книга записная» в Томскую библиотеку. О. Александр, знавший об этих книгах, был обрадован этой вестью и сказал: — Я вам покажу наши драгоценнейшие собрания книг,— и провел в отдельный зал, где под •стеклами шкафов, на стелла жах хранились уникумы— книги, написан ные в X—XII веках на заячьей коже и пер гаменте. Книги были искусно украшены заставками и буквицами. Толстые фолиан ты в кожаных переплетах с коваными застежками бережно хранились в течение многих веков. Мы стояли в благоговейном молчании и думали о .родстве наших народов, с древ нейших времен связанных узами братства, общностью культур, письменностью. Тепло распрощавшись с радушным о. Александром, мы шли по монастырскому двору. Навстречу нам двигались туристы и шествовали монахи. Их в ту пору было здесь пятьдесят три. Они занимались хле бопашеством, виноградарством, выполняли все работы по монастырскому хозяйству. Вид у них был отменный. Эти монахи умели пользоваться техникой, лихо ездили на мотоциклах. Словом, это были совре менные монахи. Афанасий Лазаревич шел, задумавшись, а потом улыбнулся и сказал: — А знаешь, если бы не революция, из меня бы залесовские старообрядцы могли сделать нечто подобное этим,— и он пока-, зал на шествующих монахов.—Читать я научился рано. Из меня попы думали сде лать начетчика. Первой моей книгой был «Псалтырь», затем «Жития святых», «Еван гелие» — все на древнеславянском. И читал я по покойничкам «Псалтырь». Целую ночь стоишь один в доме, где лежит преставив шийся. Жуть берет, а читать надо. Жилось бедно, а за чтение за упокой души платили мне пятак.. Деньги по тому времени боль шие. За пятак можно было купить книжку с рассказами о приключениях на девяносто шести страницах. За три копейки прода вались книжки по тридцать две страницы. Издавал их Сытин. Мне же они были куда больше по душе, чем церковные. Да и 1 читал я их взахлеб, один, без покойников... Вот так и начались мои университеты— с Псалтыря в далеком сибирском селе. А сегодня я смотрел на эти древние книги с благодарностью к создателям их. Спаси бо всем летописцам, что донесли до нас «земли родной минувшую судьбу». Бог с ним, с «Псалтырем» и «Житиями святызс»! А вот труды Кирилла и Мефодия, наше го летописца Нестора — это истоки, начало. И его надо беречь. — Да,— сказал я ему,— старообрядцы потеряли такой ' замечательный кадр в твоем лице! В 1981 году я получил из Софии письмо- просьбу от музея имени Димитра Димова и его семьи написать свои воспоминания о писателе и прислать фото тех лет. воспоминания о встрече, мои читатель ские впечатления о творчестве Димова и фото я послал в Софию. И вскоре получил благодарственное письмо от дирекции му зея и семьи писателя с приглашением быть их дорогим гостем и с просьбой передать приглашение А. Л .'Коптелову. Воспоминания и фото экспонируются в музее Димитра Димова в Софии.. Осенью 1964 года состоялось одно из увлекательнейших путешествий в Италию группы советских ученых и писателей. Сроки и маршрут были необычайными для туристских групп. Кроме материковой 161 oai Ц Сибирские огни № II
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2