Сибирские огни № 11 - 1983
с его страстной устремленностью в будущее. Действительно, Ленин-вождь немыслим вне дела, которому он отдал всю свою жизнь, вне забот о будущем Родины, кото рую он беспредельно любил. Действитель но, деятельность Ленина ни на одну мину ту нельзя рассматривать вне классовых битв эпохи, сформировавшей его личность, его убеждения, его идеалы. Все это бес спорно. Но ведь деятельность Ленина не только в умении вести полемику, не толь ко в практических . делах по созданию фундамента партии. По всей вселенной мыслей, слов ширится шествие и дел Ильича. Поэт недаром поставил на первое место среди главных деяний Ленина мысль. Но вот рождению главного ленинского ору жия— его мысли, оплодотворявшей теори ей революционное движение, в «Большом зачине» уделено еще незначительное место. К числу авторских просчетов следует от нести и некоторую осторожность в раск рытии чувств и настроений своего героя. По мнению автора этих строк, со всей полнотой новаторский принцип подхода к ленинской теме раскрыт во втором. романе Коптелова «Возгорится пламя». Здесь удачно сочетаются хроникальность и собы тийность изложения, эпическая нетороп- кость, основательность, приводящая к тща тельной прописанности деталей, второсте пенных и даже третьестепенных персонажей, — с лирическим началом, органично вошедшим в самую плоть романа. Коптелову удалось соединить строжайший документа- лизм с личностным проникновением в ма териал. «Нам дорого каждое слово Ильича, дорого место, где это слово родилось. Нам одинаково близки и петербургские рабочие окраины, и кремлевский кабинет, и фран цузская деревня Лонжюмо, и крошечная лейпцигская типография, и актовый зал Смольного; дороги дома, где он жил и работал, дороги улицы, по которым он ходил,- дорог шалаш в Разливе, где он был вынужден скрываться от ищеек Керен ского, и . Журавлиная . горка, с вершины которой он любовался Саянами» Гак начинает А. Коптелов свою главу «У подножия Саяна» в книге «Минувшее и близкое», где как аксиому отстаивает главное условие воссоздания образа Ленина — правду истории. Приступая к своей работе, он первым требованием к себе предъявил: из собранного материала отсеять легенды. Только достоверность! Пи сатель начал со скрупулезного изучения фактов. Прежде чем включить их в про изведение, проверял неоднократно. Безжа лостно отметал все, что противоречило истине. Дважды, трижды подтверждена версия: да, действительно Владимир Ильич и Надежда Константиновна в сопровожде нии В. М. КрутОвского прогуливались по саду пионера сибирского садоводства Ни-1 1 К о п т е л о в А. ТЛинувшее и близкое.— Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство, 1972, с. 299. В дальнейшем все сноски даются на указанное издание. кифорова. Но Коптелову и этого мало — писатель боится опереться на одни лишь мемуарные свидетельства, ему нужен до кумент. Он совершает специальную поезд ку в село, ведет долгие поиски и, наконец, на основании неопровержимых фактов устанавливает: память подвела «воспоми- нзтелей», никакого сада во время пребыва ния Ленина в Ивановке еще не было, сад был заложен позднее. И писатель решитель но отказывается от заманчивой главы. А ведь ему, садоводу, так хотелось описать, как «Владимир Ильич и Надежда Констан тиновна гуляют по саду, пробуют сибирские яблоки, разговаривают с М. Г. Никифоро вым, мечтают о будущих больших коллек тивных садах..,». Так, становясь порой «на горло собствен ной песне», шаг за шагом раскрывал Коптелов правду о пребывании ренина в сибирской ссылке. Его труд сроднч научно- исследовательской работе. На роман можно опираться как на фундаментальную историческую монографию. Недаром Ольга Борисовна Лепешинская, член партии с 1898 года, писала в свое время автору: «Никаких нарушений исторической правды я до сих пор не заметила на страницах романа... Ильич, как живой, встает во всем величии своей простоты и человечно сти». Строгая документальность произведения вовсе не исключала у Коптелова вымысла, ни тем более домысла. «Достоверность — дерево, лишенное в зимнюю пору листвы», — писал автор и видел свою задачу в том, чтобы, опираясь на документ, «идти дальше документа», воссоздавая минувшее, «сживлять ветви так, чтобы каждая за шумела богатой листвой». Такой подход к документу имел следстви ем два, казалось бы, взаимоисключающих факта: с одной стороны, романами Копте лова пользуются историки в своих вузов ских лекциях, а с другой, роман решено экранизировать для телевидения. У Коптелова умение находить документ и пользоваться им легко и непринужденно доведено до степени виртуозного мастер ства. Чего стоит одно лишь мимоходом брошенное замечание: «Я не испытывал надобности в вымышленных персонажах. Все, даже третьестепенные действующие лица моих романов, носят подлинные име на, за исключением обращавшегося к Ильичу рабочего золотых приисков да ко чегара с Окуловской мельницы, фамилии которых не сохранились»2. На человека не знакомого с системой «персоналий», заведенных писателем на каждое действую щее лицо, подобное замечание способно произвести ошеломляющее впечатление, особенно если учесть густую заселенность его романов. Но сказанное — истина, ко торая писателю дороже всего, коль скоро речь заходит о Ленине и его окружении. Из всех романов трилогии «Возгорится пламя» ярче других проникнуто лиричес ким началом. Мы постоянно ощущаем, на чьей стороне симпатии и .антипатии автора. Но это не ведет к прямолинейности в оцен ке людей и событий. Писатель внешне спокойно Передает события, будь то безоб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2