Сибирские огни № 11 - 1983
Коптелова Николай Николаевич Янов ский,— но только для меня высшей точкой в коптеловской Лениниане по-прежнему остается его первый роман «Большой за чин». Н. Яновского можно йонять. Он был в числе первых критиков этого романа. С по явлением «Большого зачина» советская ли тературная Лениниана, представленная до этого повестями и рассказами, поэмами и стихами, пополнилась первым романом о жизни и деятельности вождя. До Коптелова и, в дальнейшем, парал лельно с его романами существовала и раз вивалась несколько иная традиция в раз работке ленинской темы. Здесь, в первую очередь, следует вспомнить повесть Эм. Ка закевича «Синяя тетрадь» (1961), где вождь показан в напряжении мыслитель ной, теоретической работы, в процессе соз дания гениального труда «Государство и революция», рукопись которого и состав ляла синюю тетрадь. В повествовании на ряду со сценами, содержащими реалисти ческие описания событий периода пребыва ния Владимира Ильича в доме рабочего Емельянова и в заозерном шалаше, сущест венную роль играют также воспоминания Ильича, его заботы в связи с событиями, выходящими за пределы данного периода, его думы о настоящем и будущем. Критики единодушно объединяют «Синюю тетрадь» Эм. Казакевича с некоторыми другими произведениями Ленинианы, в частности, с повестью В. Катаева «Маленькая желез- ная дверь в стене» (1964), посвященной периоду эмиграции Ленина в Париже в 1908-1912 годах. Открыто выраженное ав торское отношение к герою, горячая взвол нованная и заинтересованная интонация, с какой ведется рассказ о трудных периодах жизни Ильича, заставили говорить о появле нии того направления в Лениниане, кото рое критикой было названо — лирико документальным. Г. Бровман в некоторых своих работах склонен даже к более дроб ному делению этого направления, называя повесть Эм. Казакевича «лирико-психоло гической», а повесть В. Катаева «лирико дневниковой». Оба автора цепью фактов, детально выписанных картин жизни Ильича в Разливе и в Париже стремились раскрыть существенные черты идейно-нравственного облика пролетарского революционного вож дя. Гонкими и точными красками рисовал В. Катаев жизнь Ленина в период эмигра ции, с искренней любовью к Ильичу, с глубоким пониманием той роли, которая выпала ему в истории русской пролетар ской революции, передавал свои личные размышления и впечатления. Чувством ве личайшей ответственности перед человече ством исполнены мысли и дела Ильича в произведении Эм. Казакевиуа. Идейно нравственный облик вождя — главный ак цент повествования. «...Наша тактика — говорить массам правду. Правду-, надо им говорить даже тогда, когда это нам невы годно; только тогда они будут нам верить. Мы будем непобедимы в том случае... если всегда, при всех поворотах истории будем говорить массам правду, не будем выдавать желаемое за сущее...» Эти слова Ленина становятся в повести выражением духовно го естества вождя нового типа, эту мысль со всей страстью отстаивает писатель. Еще в большей мере усилена лирическая тональность в книге М. Шагинян^ «Четыре урока у Ленина». Мудрый учитель, преоб разователь жизни, открывший новую эру не только в социально-политической области, но и в этике, в философии, в теории позна ния,— таким предстает в произведении Шагинян Владимир Ильич Ленин. Книга, состоящая из проблемно-аналитических очерков, исполнена, по справедливому за мечанию Г. Бровмана, «страстных поисков истинного духовного облика Ленина — учи теля, философа, ценителя искусств, Лени на — товарища и друга, Ленина — челове ка» '. , Личностный, лирический по самому свое му духу подход к раскрытию ленинской темы позволил М. Шагинян опрокинуть в прошлое проблемы сегодняшнего дня. Ее книга, вышедшая в самый разгар нравствен ных исканий современных авторов, давала ответы на многие волновавшие их вопросы.' Не только в ленинских работах, но в соб ственном поведении Ильича, в оценке и анализе им нравственных проблем находи ла писательница сокровенное, глубоко лич ное и в то же время общественно значимое. Приступая к своей Лениниане, А. Копте- лов поначалу решительно отказался от «лирико-документального» подхода к те ме. В «Большом зачине» ощутима внутрен няя полемичность с «Синей тетрадью» ' Эм. Казакевича. Так «внутренний монолог», составляющий одну из характерных особен ностей повествовательной манеры Казаке вича, Коптелов поначалу решительно от вергает. На первоначальном этапе работы над трилогией он ставит перед собой зада чу раскрыть взаимосвязь вождя, его исто рического творчества с самой историей как движением объективной действительно сти,- то есть задачу эпического подхода к решению темы. Как справедливо отмечал Н. Яновский: «А. Коптелов почти отказывается от внут реннего монолога, очень осторожен в раск рытии чувств и настроений своего героя, данных непосредственно, не стремится к подчеркнутой драматизации событий. Его роман хроникален, внешний драматизм событий в нем . ослаблен, а Ленин чаще всего дан в бытовой обстановке, в общении с людьми, в восприятии окружающих, в спорах с противниками. В таком подходе писателя есть свои недостатки, есть свои трудности, Но и свои преимущества... Здесь есть своя пластика, свой способ ви дения героя. В полемике с Крутовским, Анучиным, Юдиным, в разговоре с друзья ми эти особенности поведения, жесты, это своеобразие словаря, структуры речи, ее интонации проявляются' в большей степени, приобретают новую окраску и создают в итоге тот правдивый художественный образ Ленина, к которому . стягиваются все сю жетные линии романа» 2. Критика привлекли в романе напряжен ность внутреннего действия, живое ощуще ние эпохи и, конечно же, сам образ Ленина с его неколебимой верой в победу русского рабочего класса, с его любовью к людям и / • Б р о в м а н Г. Живее всех живых.— Журнал «Москва»* 1983, № 4. с. 182. 2 Я н о в с к и й Н. Афанасий Коптелов.— М., Советский писатель, 1966, с. 149—151. • . ШЗДЭасН Ос?/51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2