Сибирские огни № 11 - 1983
принести моральное удовлетворение, если не держать в представлении созидаемый об раз. В данном случае образ самой красивой станции Новосибирского метрополитена. А пока... Экскаватор вонзается в желтый грунт стальным ковшом, поворот на 180 градусов, глухой стук высыпаемой в кузов массы, возвращение в исходную позицию. Так бу дет продолжаться до тех пор, пока не ого лятся железные столбы, вбитые зимой для крепления котлована, и тогда слесари-мон тажники снимут с них металлические поя са, на которых лежат распорочные трубы, а подъемный кран с помощью тросов будет выдергивать эти сваи, как дантист удаляет отслуживший свое зуб. Маркшейдеры с паучьей ловкостью пере двигаются по вертикальной металлической Сетке, замеряя ширину арматурной конст рукции. После бетонирования она станет одной из опор многотонному железобетон ному потолку вестибюля. За вестибюлем — платформа. Стены ее уже поднялись в пол ный рост. На очереди бетонирование сво д а — основной фронт работ на участке. На рельсах стоит опалубка — металличе ский макет части свода в натуральную ве личину. Над ней арматурщики, точно повто ряя контур, плетут сеть из железных пруть ев. Заполненная потом бетоном, она вой дет в монолитную крышу свода. У основания опалубки искрятся острые струйки сварки, а наверху, у края котлова на, урчит вибратор, уплотняя гравий под шпалами, на которых лежат рельсы, под крановых путей. А сам козловой кран, рас ставив ноги, как Гулливер в стране лили путов, ходит вдоль котлована и щедро раз дает кому что надо: доски, щебень, грунт, металлическую арматуру, бетонные плиты... Техника, полчаса назад не подававшая признаков жизни, ожившая от прикоснове ния к ней рук человеческих, выглядела сильной и вполне разумной. Зачинался но вый трудовой день шести десятков рабочих участка, представяющих добрую дюжину разных метростроевских специальностей — от проходчика до плотника. Да, их ровно столько, сколько заплани ровано отделом труда и заработной пла ты. Значит, проблемы кадров на стройке не существует? Отнюдь. Но выражается она, эта проблема, не в привычном «на работу требуется», а в нехватке кадровых рабочих. Те кадры, что готовит для метростроя СГПТУ-18, еше не пришли на производство. Приходится довольствоваться специалиста ми, пришедшими из других систем, не зна комыми со спецификой работ в метростро ении. Такое положение с кадрами, естест венно, сказывается на темпах, качестве и производительности труда. Без сомнения, нынешняя подземная стройка затмевает собой все самые высокие сооружения Новосибирска. Она престижна, о ней много говорят и пишут. Помнится, в первых статьях и очерках метрострою прочили место ведущего коллек тива среди строителей, способного стать эталоном организованности, дисциплины, высокого качества всех работ. И он дейст вительно способен занять это место. Это по нимает каждый метростроевец. Каждый. Среди долгих теплых дней вдруг выдался хмурый, с северным порывистым ветром. Он гнал над городом серые тучи-облака, гнул деревья^ и бесшабашным хозяином гу лял по стройке. Особенно доставалось от него парням, укладывающим бетон в опа лубку свода. У ветра, казалось, вообще не было определенного направления, он дул отовсюду, даже снизу, из котлована, и са мое разумное в этом случае — не уклонять ся и не прятаться от него, все равно доста нет. А кран подавал и подавал калошу с бетоном, и вибратор выстукивал свою мор зянку. Пять парней, как пять серых нахох лившихся птиц на крыше. — Расскажите мне о них,- - попросила я сменного инженера Вячеслава Михайловича Немилостивых. Инженер еще молод, четыре года назад закончил НИИЖТ, но уже ус пел поработать на БАМе. — Работают проходчики из звена Широ кова. Грамотные парни со средним и сред нетехническим образованием. А вот тот,— показал на высокого худенького парень ка,— выпускник НИИЖТа. — Инженер на рабочей должности? — Не он один такой на стройке. — Как вы к этому относитесь? — Нормально. Прекрасно разбираются в чертежах. Легко с ними работать. Спрашиваю у другого сменного инжене ра, .Алексея Михайловича Гареева, работа ющего с другим составом строителей: — В вашей смене есть рабочие с инже нерными дипломами? — Есть. Сейчас этим уже никого не уди вишь. — А вас это тоже не удивляет? — Я их не уважаю. Считаю, что хоро ший инженер на рабочую должность не пойдет. Спросила про это же у третьего сменного инженера, Сергея Александровича Зуева, всего два года назад получившего диплом инженера опять же в железнодорожном ин ституте. — Вы бы пошли работать после институ та рабочим? — Я? — Он даже растерялся от такого вопроса.— Зачем? — Ну, чтобы больше зарабатывать. Да и ответственность не сравнить с вашей. — Нет, что вы! Мне нравится моя рабо та. Она же творческая. Вся стройка перед глазами. Видишь ее на год вперед, н а . ме сяц, на неделю. Каждый день — новое. Ду маешь, как работу организовать, прикиды ваешь варианты. Интересно. Но вот однажды в бытовку заглянул и сам герой, юный по виду мальчик с безоб лачным взором ясных глаз и цепочкой на шее, быстрый в словах и движениях, такой дискотечный мальчик, всегда готовый к му зыке, к танцу, к веселью, и весело стал ж а ловаться на жизнь женщинам, работающим в конторе. — Опять сидим. Надоело. — Что так, работы нет? — Да вроде есть, да не знаешь, что де лать. Сижу и жду, когда кто-нибудь ука жет. — Вы, говорят, инженер, а работае те проходчиком, почему? — Решил сначала познакомиться с тру довым процессом, а потом уже пробовать управлять им,— блеснул улыбкой парень. И был он похож в этот момент на слово охотливого безалаберного двоечника, «лю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2