Сибирские огни № 11 - 1983

принести моральное удовлетворение, если не держать в представлении созидаемый об­ раз. В данном случае образ самой красивой станции Новосибирского метрополитена. А пока... Экскаватор вонзается в желтый грунт стальным ковшом, поворот на 180 градусов, глухой стук высыпаемой в кузов массы, возвращение в исходную позицию. Так бу­ дет продолжаться до тех пор, пока не ого­ лятся железные столбы, вбитые зимой для крепления котлована, и тогда слесари-мон­ тажники снимут с них металлические поя­ са, на которых лежат распорочные трубы, а подъемный кран с помощью тросов будет выдергивать эти сваи, как дантист удаляет отслуживший свое зуб. Маркшейдеры с паучьей ловкостью пере­ двигаются по вертикальной металлической Сетке, замеряя ширину арматурной конст­ рукции. После бетонирования она станет одной из опор многотонному железобетон­ ному потолку вестибюля. За вестибюлем — платформа. Стены ее уже поднялись в пол­ ный рост. На очереди бетонирование сво­ д а — основной фронт работ на участке. На рельсах стоит опалубка — металличе­ ский макет части свода в натуральную ве­ личину. Над ней арматурщики, точно повто­ ряя контур, плетут сеть из железных пруть­ ев. Заполненная потом бетоном, она вой­ дет в монолитную крышу свода. У основания опалубки искрятся острые струйки сварки, а наверху, у края котлова­ на, урчит вибратор, уплотняя гравий под шпалами, на которых лежат рельсы, под­ крановых путей. А сам козловой кран, рас­ ставив ноги, как Гулливер в стране лили­ путов, ходит вдоль котлована и щедро раз­ дает кому что надо: доски, щебень, грунт, металлическую арматуру, бетонные плиты... Техника, полчаса назад не подававшая признаков жизни, ожившая от прикоснове­ ния к ней рук человеческих, выглядела сильной и вполне разумной. Зачинался но­ вый трудовой день шести десятков рабочих участка, представяющих добрую дюжину разных метростроевских специальностей — от проходчика до плотника. Да, их ровно столько, сколько заплани­ ровано отделом труда и заработной пла­ ты. Значит, проблемы кадров на стройке не существует? Отнюдь. Но выражается она, эта проблема, не в привычном «на работу требуется», а в нехватке кадровых рабочих. Те кадры, что готовит для метростроя СГПТУ-18, еше не пришли на производство. Приходится довольствоваться специалиста­ ми, пришедшими из других систем, не зна­ комыми со спецификой работ в метростро­ ении. Такое положение с кадрами, естест­ венно, сказывается на темпах, качестве и производительности труда. Без сомнения, нынешняя подземная стройка затмевает собой все самые высокие сооружения Новосибирска. Она престижна, о ней много говорят и пишут. Помнится, в первых статьях и очерках метрострою прочили место ведущего коллек­ тива среди строителей, способного стать эталоном организованности, дисциплины, высокого качества всех работ. И он дейст­ вительно способен занять это место. Это по­ нимает каждый метростроевец. Каждый. Среди долгих теплых дней вдруг выдался хмурый, с северным порывистым ветром. Он гнал над городом серые тучи-облака, гнул деревья^ и бесшабашным хозяином гу­ лял по стройке. Особенно доставалось от него парням, укладывающим бетон в опа­ лубку свода. У ветра, казалось, вообще не было определенного направления, он дул отовсюду, даже снизу, из котлована, и са­ мое разумное в этом случае — не уклонять­ ся и не прятаться от него, все равно доста­ нет. А кран подавал и подавал калошу с бетоном, и вибратор выстукивал свою мор­ зянку. Пять парней, как пять серых нахох­ лившихся птиц на крыше. — Расскажите мне о них,- - попросила я сменного инженера Вячеслава Михайловича Немилостивых. Инженер еще молод, четыре года назад закончил НИИЖТ, но уже ус­ пел поработать на БАМе. — Работают проходчики из звена Широ­ кова. Грамотные парни со средним и сред­ нетехническим образованием. А вот тот,— показал на высокого худенького парень­ ка,— выпускник НИИЖТа. — Инженер на рабочей должности? — Не он один такой на стройке. — Как вы к этому относитесь? — Нормально. Прекрасно разбираются в чертежах. Легко с ними работать. Спрашиваю у другого сменного инжене­ ра, .Алексея Михайловича Гареева, работа­ ющего с другим составом строителей: — В вашей смене есть рабочие с инже­ нерными дипломами? — Есть. Сейчас этим уже никого не уди­ вишь. — А вас это тоже не удивляет? — Я их не уважаю. Считаю, что хоро­ ший инженер на рабочую должность не пойдет. Спросила про это же у третьего сменного инженера, Сергея Александровича Зуева, всего два года назад получившего диплом инженера опять же в железнодорожном ин­ ституте. — Вы бы пошли работать после институ­ та рабочим? — Я? — Он даже растерялся от такого вопроса.— Зачем? — Ну, чтобы больше зарабатывать. Да и ответственность не сравнить с вашей. — Нет, что вы! Мне нравится моя рабо­ та. Она же творческая. Вся стройка перед глазами. Видишь ее на год вперед, н а . ме­ сяц, на неделю. Каждый день — новое. Ду­ маешь, как работу организовать, прикиды­ ваешь варианты. Интересно. Но вот однажды в бытовку заглянул и сам герой, юный по виду мальчик с безоб­ лачным взором ясных глаз и цепочкой на шее, быстрый в словах и движениях, такой дискотечный мальчик, всегда готовый к му­ зыке, к танцу, к веселью, и весело стал ж а­ ловаться на жизнь женщинам, работающим в конторе. — Опять сидим. Надоело. — Что так, работы нет? — Да вроде есть, да не знаешь, что де­ лать. Сижу и жду, когда кто-нибудь ука­ жет. — Вы, говорят, инженер, а работае­ те проходчиком, почему? — Решил сначала познакомиться с тру­ довым процессом, а потом уже пробовать управлять им,— блеснул улыбкой парень. И был он похож в этот момент на слово­ охотливого безалаберного двоечника, «лю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2