Сибирские огни № 11 - 1983
очередной, 5-й по счету станции метро «Площадь имени Ленина». Затихла в те дни шумная площадь. Лишь монотонные удары копра по стальным сва ям раздаются над ней. Транспорт объезжа ет ее стороной. Въезд разрешен только са мосвалам, отвозящим грунт, которым на гружает их экскаватор. Ковш за ковшом, рейс за рейсом — растет котлован. Увеличи ваясь вширь и вглубь, он уменьшает зри тельно габариты машин, пока они не стано вятся похожими на большие заводные иг рушки. Бока котлована от обвалов укрепля ются деревянной броней, а дно бетонирует ся. Той весной рыли не весь котлован, а по ка только его торцевые концы. Тот, что у здания горисполкома, назначался под де монтажную камеру, куда должен был вы ползти стальной метростроевский крот — проходческий щит весом более ста тонн. Он прогрызался сквозь толщу земли от стан ции метро «Октябрьская», оставляя за со бой бетонную нору перегонного тоннеля. У горисполкома его демонтируют и по час тям перевезут на другой конец площади, к зданию Высшей партийной школы, где вновь соберут уже в монтажной камере. И — дальше в путь, до станции метро «Красный проспект». Люди и машины тем временем продолжа ли свою размеренную работу, пока котло ван не принял сегодняшние внушительные размеры. Затем в готовый котлован пришли стро ители, и станция начала словно прорастать из земли. Она мокла под дождями, основа тельно заносилась снегами, обмерзала под сибирскими морозами, и все-таки день за днем тянулись ее конструкции вверх, к про ектной отметке. — Какой она будет? — спросила я у маркшейдера Нины Павловны Добрюк, лю безно согласившейся стать гидом в моем путешествии по котловану. , — Самой красивой станцией Новосибир ского метрополитена!— Ее глаза заблесте ли.— Такой, что и гостям не стыдно будет показывать. Мы надели метростроевские куртки и каски и по одной из металлических лестниц спустились вниз в лабиринт железобетон ных перегородок. Здесь будет беломрамор ный кассовый зал. Спускаемся еще ниже, на самое дно котлована. Со стороны здания горисполко ма глубина залегания платформы в общем невелика, и'пассажирам не понадобится эк- скалатор. Достаточно спуститься по гранит ным ступенькам, как окажешься под мощ ным радугообразным сводом платформы среди бело-красного мраморного торжества и мозаичных тематических панно. По обе стороны платформы, прижимаясь к стенам котлована, убегают вдаль бетон ные русла перегонных тоннелей, соединяю щих две станции: «Площадь имени Ленина» и «Октябрьскую». | У здания Высшей партийной школы кот лован получился глубже из-за неровности рельефа местности, так что без эскалато ра тут не обойтись. От этого конца платфор мы перегонные тоннели, рисунком внутрен ней отделки напоминающие вафельные трубочки, устремляются в сторону станции «Красный проспект». По лестничкам и лестницам поднимаемся наверх и возвращаемся в бытовку. Зная, что Новосибирский метрополитен — третий в жизни Нины Павловны (до него .были Бакинский и Харьковский'), и зная также, что недавно, несмотря на молодые годы, она стала бабушкой, я полюбопытст вовала, не станет ли наше метро, так ска зать, «конечной станцией» для нее как для строителя. — Нет, на очереди метро в Одессе... Вспоминаю, как проворно спускалась и поднималась Нина Павловна по лестничным системам котлована, как молодой походкой ходила по многочисленным бытовым, техни ческим и служебным помещениям, как жи во и интересно описывала внешность буду щей станции. Для таких, как она, годы обо рачиваются красивой полнокровной жизнью, богатой событиями и встречами, насыщен ной трудными, но настоящими делами. ...Семь часов утра. В бытовке после ноч ной смены переодевается молоденькая крановщица Света. Как все представитель ницы прекрасного пола, даже торопясь, она проделывает это слишком медленно и не успевает уйти, как в дверном проеме один за другим с небольшими интервалами по являются рабочие первой смены. Света сра зу становится центром притяжения мужских взглядов, улыбок, приветствий. Два месяца назад она проходила на уча стке стажировку. Женщины из конторы смущали Свету разговорами. Мол, женихов много, может, кто придется по душе, выда дим тебя замуж. Она отшучивалась: «За муж пока не собираюсь». Сбылись ли пред сказания, на глаз определить трудно: со всеми одинаково улыбчива, со всеми шу тит, как младшая сестренка среди взрос лых, любящих братьев. Стрелка подходит к восьми. Парни исче зают в гардеробной и через несколько ми нут появляются в метростроевской унифор ме: в сапогах, надетых поверх брюк, курт ках с эмблемами Минстроя на рукаве, бе лых или красных касках с надписью «стро итель» вдоль козырька. Они уходят на кот лован, а за столом остаются звеньевые — младший комсостав участка. Алексей Ми хайлович Гареев, сменный инженер, в не давнем прошлом начальник партии в ин ституте «Сибгипротранс», выдает наряд-за дание на сегодняшний день. Звено Широкова: 1. Укладка бетона в свод платформы. 2. Окончательная выправ ка левой нити подкранового пути. 3. Ук ладка и выправка правой нити подкраново го пути. Звено Ломова: 4. Вытяжка арматуры, 5. Устройство подкранового пути. Звено Евтушенко: 6. Армирование сеток натяжной камеры. Звено Куликовского: 7. Изготовление от крылков. „ „ Звено Николаева: 8. Заготовка троса крана КК-20. Этот перечень работ мало что скажет во ображению далекого от метростроя челове ка, но, надеюсь, даст ему понять, что даже самым прекрасным станциям метрополите нов предшествует работа, в которой при всем желании трудно обнаружить поэзию и красоту. Сама по себе она вряд ли может
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2