Сибирские огни № 11 - 1983

очередной, 5-й по счету станции метро «Площадь имени Ленина». Затихла в те дни шумная площадь. Лишь монотонные удары копра по стальным сва­ ям раздаются над ней. Транспорт объезжа­ ет ее стороной. Въезд разрешен только са­ мосвалам, отвозящим грунт, которым на­ гружает их экскаватор. Ковш за ковшом, рейс за рейсом — растет котлован. Увеличи­ ваясь вширь и вглубь, он уменьшает зри­ тельно габариты машин, пока они не стано­ вятся похожими на большие заводные иг­ рушки. Бока котлована от обвалов укрепля­ ются деревянной броней, а дно бетонирует­ ся. Той весной рыли не весь котлован, а по­ ка только его торцевые концы. Тот, что у здания горисполкома, назначался под де­ монтажную камеру, куда должен был вы­ ползти стальной метростроевский крот — проходческий щит весом более ста тонн. Он прогрызался сквозь толщу земли от стан­ ции метро «Октябрьская», оставляя за со­ бой бетонную нору перегонного тоннеля. У горисполкома его демонтируют и по час­ тям перевезут на другой конец площади, к зданию Высшей партийной школы, где вновь соберут уже в монтажной камере. И — дальше в путь, до станции метро «Красный проспект». Люди и машины тем временем продолжа­ ли свою размеренную работу, пока котло­ ван не принял сегодняшние внушительные размеры. Затем в готовый котлован пришли стро­ ители, и станция начала словно прорастать из земли. Она мокла под дождями, основа­ тельно заносилась снегами, обмерзала под сибирскими морозами, и все-таки день за днем тянулись ее конструкции вверх, к про­ ектной отметке. — Какой она будет? — спросила я у маркшейдера Нины Павловны Добрюк, лю­ безно согласившейся стать гидом в моем путешествии по котловану. , — Самой красивой станцией Новосибир­ ского метрополитена!— Ее глаза заблесте­ ли.— Такой, что и гостям не стыдно будет показывать. Мы надели метростроевские куртки и каски и по одной из металлических лестниц спустились вниз в лабиринт железобетон­ ных перегородок. Здесь будет беломрамор­ ный кассовый зал. Спускаемся еще ниже, на самое дно котлована. Со стороны здания горисполко­ ма глубина залегания платформы в общем невелика, и'пассажирам не понадобится эк- скалатор. Достаточно спуститься по гранит­ ным ступенькам, как окажешься под мощ­ ным радугообразным сводом платформы среди бело-красного мраморного торжества и мозаичных тематических панно. По обе стороны платформы, прижимаясь к стенам котлована, убегают вдаль бетон­ ные русла перегонных тоннелей, соединяю­ щих две станции: «Площадь имени Ленина» и «Октябрьскую». | У здания Высшей партийной школы кот­ лован получился глубже из-за неровности рельефа местности, так что без эскалато­ ра тут не обойтись. От этого конца платфор­ мы перегонные тоннели, рисунком внутрен­ ней отделки напоминающие вафельные трубочки, устремляются в сторону станции «Красный проспект». По лестничкам и лестницам поднимаемся наверх и возвращаемся в бытовку. Зная, что Новосибирский метрополитен — третий в жизни Нины Павловны (до него .были Бакинский и Харьковский'), и зная также, что недавно, несмотря на молодые годы, она стала бабушкой, я полюбопытст­ вовала, не станет ли наше метро, так ска­ зать, «конечной станцией» для нее как для строителя. — Нет, на очереди метро в Одессе... Вспоминаю, как проворно спускалась и поднималась Нина Павловна по лестничным системам котлована, как молодой походкой ходила по многочисленным бытовым, техни­ ческим и служебным помещениям, как жи­ во и интересно описывала внешность буду­ щей станции. Для таких, как она, годы обо­ рачиваются красивой полнокровной жизнью, богатой событиями и встречами, насыщен­ ной трудными, но настоящими делами. ...Семь часов утра. В бытовке после ноч­ ной смены переодевается молоденькая крановщица Света. Как все представитель­ ницы прекрасного пола, даже торопясь, она проделывает это слишком медленно и не успевает уйти, как в дверном проеме один за другим с небольшими интервалами по­ являются рабочие первой смены. Света сра­ зу становится центром притяжения мужских взглядов, улыбок, приветствий. Два месяца назад она проходила на уча­ стке стажировку. Женщины из конторы смущали Свету разговорами. Мол, женихов много, может, кто придется по душе, выда­ дим тебя замуж. Она отшучивалась: «За­ муж пока не собираюсь». Сбылись ли пред­ сказания, на глаз определить трудно: со всеми одинаково улыбчива, со всеми шу­ тит, как младшая сестренка среди взрос­ лых, любящих братьев. Стрелка подходит к восьми. Парни исче­ зают в гардеробной и через несколько ми­ нут появляются в метростроевской унифор­ ме: в сапогах, надетых поверх брюк, курт­ ках с эмблемами Минстроя на рукаве, бе­ лых или красных касках с надписью «стро­ итель» вдоль козырька. Они уходят на кот­ лован, а за столом остаются звеньевые — младший комсостав участка. Алексей Ми­ хайлович Гареев, сменный инженер, в не­ давнем прошлом начальник партии в ин­ ституте «Сибгипротранс», выдает наряд-за­ дание на сегодняшний день. Звено Широкова: 1. Укладка бетона в свод платформы. 2. Окончательная выправ­ ка левой нити подкранового пути. 3. Ук­ ладка и выправка правой нити подкраново­ го пути. Звено Ломова: 4. Вытяжка арматуры, 5. Устройство подкранового пути. Звено Евтушенко: 6. Армирование сеток натяжной камеры. Звено Куликовского: 7. Изготовление от­ крылков. „ „ Звено Николаева: 8. Заготовка троса крана КК-20. Этот перечень работ мало что скажет во­ ображению далекого от метростроя челове­ ка, но, надеюсь, даст ему понять, что даже самым прекрасным станциям метрополите­ нов предшествует работа, в которой при всем желании трудно обнаружить поэзию и красоту. Сама по себе она вряд ли может

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2