Сибирские огни, № 12 - 1971
Аналогия настолько близкая, что ника ких комментариев не надо Симпатии отда ны «ему». Но вот еще стихотворение на сходную тему «Все предпочтенье — речи страстной. Неистовой. Почти слепой...». Счи тая, что это слабость — неумение «владеть собой»,— почт, гем не менее, сопровождает «неистовую» речь эпитетом «прекрасной». И вот самое существенное, где мы подхо дим, наконец к тому, как Казанцев пыта ется снять противоречие, убедить себя же в собственной правоте относительно господст ва разума в стихах. Н ет ч е л о в еч н ей сл о в п р о сты х . В н е за п н ы х . И х зв у ч а н ь е св ято . Н о — п у ш ки н ски й х о л о д н о в аты й , С п о к о й н о -б езу п р еч н ы й стах ! Н о — э та а р ти сти ч н о с ть , эта Д о с т и гн у т а я не б о р ьб о й К а к б у д то , а и гр о й — п о б ед а Н а д зв у к а м и и н а д соб ой . Вот куда адресуется поэт за поддерж кой, утверждая свой принцип художествен ного познания мира. И теперь становится особенно очевидным, какие внутренние про тиворечия приходится преодолевать Казан цеву, осуществляя этот принцип в творче1 ской практике. Он не может совершить на силие над своею природой художника и по давить страсть, обуздать интуицию, он стремится упрятать их в артистичности, в безупречной строгости и лаконичности сти ха и ссылается при этом на Пушкина. Ну, что ж, Пушкин настолько многогра нен как гений, что он был и таким. Обра щаю внимание на соединительный союз «и», ибо пушкинская речь могла быть и «страст ной», и «неистовой», и он глубоко ценил поэзию «слов простых», учась им у москов ских просвирен, и мог перевоплощаться в Пимена, восхищая близостью к подлинному звучанью летописного сказания... Это дале ко не все оттенки пушкинского стиха Ка занцев пока избрал своим ориентиром арти стичный, «спокойно-безупречный» стих. Если поэт ограничит себя стремлением к этому идеалу,— он ограничит свои же возможно сти. Если это стремление—лишь этап в поэтическом развитии на пути к гармонии,— тогда перспектива может оказаться увлека тельной. Казанцев развивается к гармонии. Тео ретическое осознание гармонического разви тия художнических свойств натуры к нему приходило не раз, об этом и написаны сти хи, которые разбирались выше. Но гораздо существеннее то, что в творческой практике поэту нередко приходится преодолевать не доверие к чувственной стороне познания. И прежде всего это сказывается в стихах о человеке, о его душевной и нравственной жизни, психологии Ход жизни, ее противо речия, беды г радости пробуждают неиз бежную душевную реакцию, и она находит выход в лирическом волнении, пробиваю щемся сквозь строгость и артистическую за конченность стиха. В самом деле, можно ли оставаться олимпийцем, если рядом происходит что-то затрагивающее судьбы людей? «Шумят, торжествуют победы, поют и, глотая слезу, про горькие плачутся беды. А я тут разлег ся, лежу». Казанцев стремится к людям, на улицу, он смешивается с толпой и, как в ранней юности, ищет в толпе человека, вы деляет его из массы. Вначале хотя бы для того, чтобы идти с ним рядом, ощущать его присутствие («На тротуарной быстрине...»). Потом он заметит, как человек рукою ма шет и улыбается проходящему поезду: «Про сто так. Р у к о ю машет человечеству вослед человек. Рукою машет человечество в от вет» Обратит внимание и на незнакомого человека «в серой кепке, в пальто», ибо «для кого-то он кто-то Для кого-то — никто». Пристально наблюдая за действиями мойщика автомобилей («Мойщик автомоби лей»), он постарается уловить рождение красоты в результате трудовых усилий: «...и пела в маленькой работе большой Ра боты красота». Во всем этом можно усмотреть эмпири ческое накопление знаний о человеке. Но это будет лишь небольшая часть истины. Из малого складывается большое, из штри хов и черточек возникает силуэт, из отдель ных конкретных особенностей складывается характер образ. Вероятно, необходимы бы ли многие пробы в познании характера, что бы так глубоко заглянуть в интерьер созна ния, как это сделано в стихотворении «Устремление. большими шагами...» А како ва в нем роль интуиции' Поэту удалось со здать психологический этюд весьма емкого содержания и приоткрыть характер слож ный ч противоречивый. Пересказать или процитировать это сти хотворение трудно, к гому же оно сравни тельно велико (для Казанцева, конечно, с его принципиальным лаконизмом и отвра щением к многословию), поэтому я отсы лаю читателя к полному тексту его в кни ге «Русло». По этой же и еще по другой причине, что оно иносказательно, обра щено в прошлое, трудно разбирать стихот ворение «Всем-то конь мой хорош и при гож...». Лихость, стихийность и необузданность лирического характера, отразившегося в этом стихотворении, опрокидывает все осто рожные логические схемы, воздвигавшиеся прежде Казанцевым. В этом стихотворении бушует неподдельная страсть, в которой не только не тонет, не растворяется, но еще рельефнее вырисовывается мысль поэта. И сердцем и умом он осознает необходи мость риска, если надо повернуть свою жизнь в иное русло, если надо взнуздать свою судьбу. Вот каким может быть Казасцев. А разве можно представить себе харак тер нашего современника без той решимо сти, самоотверженности, героического само пожертвования, которые нашли отражение в стихотворении «Он бежит, клонясь вперед, бежит...»? Эти убеждения и страсть да ют ему силы — 12 С и б и р ск и е огн и № 12 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2