Сибирские огни, № 12 - 1971
лен, на гречу», поэт (наконец-то, и у него прорвалось-таки!) задает себе вопрос: «Иль ты забыл — не только дед твой за сохою, но и отец еще ходил?» Спросит и испытает чувство стыда («с повинною припал к зем ле б!»). И дает обещание (тоже не выдер жал принципа!): «И в руки я возьму работу. В работу в древнюю впрягусь...»; «И в зла ках я приму участье, внесу я вклад посиль ный свой...». Не знаю, как вы, читатель, а я здесь чувствую во всем интеллигента-горо- жанина, давно и прочно оторванного от де ревни, но искренне желающего «принять участье» в крестьянском деле. Ведь не слу чайно же цель этого участья в крестьянском труде обращена на себя: «И вспомню ра дость, вспомню счастье брести усталому домой». Не станем предъявлять Казанцеву ника кого счета за это. Время и опыт показыва ют, что он — поэт другого склада и другой темы. То место на карте, та деревушка в «приблизительно двадцать дворов», которая могла бы стать источником песни, но не стала,— она живет в сознании как символ исходности, непрерванной связи с нею, а это не так уж и мало. Е с ть во м н е п р е д в к у ш е н ь е с в и д а н ь я . И п у сть д а ж е у ж е н и к о гд а Н е п р и д е тс я в е р н у т ьс я ту д а . В се р а в н о х о р о ш о о т с о з н а н ь я . Ч то в гл у ш и , н а к р а ю д а л е к а , К а к и сх о д н ы й м о м ен т м и р о з д а н ь я , Е с ть и з б а , е с ть т р а в а , ес ть р е к а . Вот этот мотив и отличает «деревен скую» лирику Казанцева от господствующей тенденции. Ни положение «периферийного» поэта (Казанцев живет в Томске), ни си бирская экзотика, которая так прельщает заезжих поэтов, не оказывают на него ров но никакого влияния. Казанцев развивается независимо от привходящих обстоятельств, и в этом проявляются лучшие свойства поэ та. Но в этом же заключена и его слабость, ибо стихи его почти лишены сибирского ко лорита, почти не отражают современного развития великого края державы, они не сколько всеобщи. Понимаю, что тут некоторые могут усмотреть противоречие: дескать, как же так, поэзия и должна быть всеобщей, а не си бирской или дальневосточной. Да, но она может быть сибирской или дальневосточной по своему колориту, по тематическому при знаку, и общечеловеческой — по духу. Такое сочетание не унижает, а возвышает поэзию, придает ей характер своеобразия. Пафос познания мира влечет Казанцева к общечеловеческим проблемам, но не от рывает от конкретности, от первоистоков, от человека. Будучи убежденным материа листом, поэт выступает решительным про тивником иррационализма, делает особый акцент на логике познания, на причинно- следственных связях. Н е о б о всем я зн а ю , что о т к у д а . Е сть то , о чем н е зн а ю я п о к у д а . Н о зн а ю я — л о ги ч е с к а я н и ть С п о со б н а все со б о й с о е д и н и ть. И н о в о е, н е в и д а н н о е ч у д о Д р у ги м , п р и в ы ч н ы м ч у д о м о б ъ я с н и ть . Комментарий в стихах к учебнику по философии? По существу — да. По замыслу, по внутренней убежденности — принцип по этического постижения мира, основанный на логике. Сам по себе он для поэзии недоста точен, ибо художественное познание невоз можно без догадки, без интуиции, без ак тивной роли воображения. Не обходится без них и Казанцев. Даже такое несколько суховатое стихот ворение, как «В своем кабинете хронолог...», открывает шлюзы воображению, догадке. Больше того, по идее своей оно развенчи вает грубый рационализм «хронолога», ко торый задумал «на множество маленьких полок громаду веков разложить». И конча ется эмоциональным взрывом: К а к гром , н а д в е к а м и н а д в сем и Р а зо р в а н н ы й в о зд у х гр ем и т. И в р е м я л е т и т ч е р е з в р е м я , И в р ем ен и в р е м я тр у б и т . Так в чем же дело? Почему же поэт так отчетливо, так продуманно декларирует ло гический метод познания? Почему он не доверяет интуиции художника? Да, он больше доверяет разуму, чем сердцу. У Ка занцева брюсовский склад дарования. Не зря также он поминает в стихах имя Аннен ского. Я бы поставил в ряд тех, за кем следует Казанцев, и имена Гумилева и Хо дасевича, а из ближайших — Винокурова. Но в конце концов дело не в них. Никто из поэтов, как и Василий Казанцев, не мог обойтись без художнической интуиции, без догадки, без активной работы воображения. Что же касается Казанцева, то недове рие к страсти, к чувствам порою закрепо щает его стих. И он не раз подходит к по ниманию этого момента. Вы только обрати те внимание: «Я петь хотел. Но, робок и несмел, не мог начать. Я никогда не пел. А песнь, как слез невыплаканных ком, уже душила горло мне тайком.» И что же? Поэт просит помощи у тростника — ищет стебель для песни. У прибрежных ив, у дуба, но, «будто слез прорвавшийся комок, я песню в горле удержать не мог». И песню подхва тило эхо, и откликнулись на нее тростник, и ивы, и гордый дуб... Еще более характерно стихотворение, собственно, целый сюжет, притча, рассказ о том, как «я» и «он» вместе пили воду у автомата, смотрели фильм в одном зале ки нотеатра, смеялись над Чаплиным, после ждали трамвай, смотрели на звезды, но... «он» утром прочел новые стихи, а «я стихов не написал». Какой же вывод? К о гд а о н п и л у а в т о м а т а , Т о зн а ч и т , он н е т о л ь к о пил. К о гд а в х о д и л он в з а л т е а т р а , Т о он н е т о л ь к о в з а л в х о д и л . К о гд а с за д у м ч и в о с т ь ю кр о тко й В зд ы м а л он в вы сь л и ц о сво е. Т о в и д е л в ы сь и н еч то кр о м е. А я н е в и д е л . В от и все.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2