Сибирские огни, № 12 - 1971
них, ища ответы на столь сложные вопросы, но от поиска ответов не отказывается. При разборе стихотворения «На пригорке осин ник смеется...» было обращено внимание на то, как автор принципиально избегает поэ тизация антропоморфического взгляда на природу. Но весь ассоциативный ряд сосредо точен в человеке, именно через него пролега ет путь познания. И это характерно для лучших пейзажей Казанцева, таких, напри мер, как «Водопад». Возьмем для сравне ния несколько тропов. «Могуча и ш и р о к о г р у д а и фанта стически легка крутая водяная груда в мо мент смертельного броска», У этой «водя ной груды» есть г л а з а , и в них не видно с т р а х а . «А рядом, на уступе горном, не шелохнутся две сосны. Их перехваченные г о р л а в о с т о р г о м жутким стеснены». Только в этом — через метафорический ряд — сопоставлении возможна такая на пряженная динамическая картина природы, только такими ассоциативными сближения ми возможно проявить с в о е отношение к увиденному, наблюденному, проявить лири ческий характер. Интересно, что, переходя к объективному изображению человека, поэт ищет аналогии в природе, то есть все происходит в обрат ном порядке. В стихотворении «Рыбак и его дочка» годовалое дитя устремилось навстре чу отцу «мимолетностью блика», оно — «травинка, былинка, завитушка тумана, не смелая струйка воды». Наверное, для столь малого и незаметного существа всей серии сравнений многовато, ни «травинка», ни «былинка» з отдельности, по случаю часто го употребления, не удовлетворяют, два других — тоже, уже из-за поэтической кра сивости и бесплотности,—- но характер срав нений показателен. Прекрасное в природе и в человеке родственны, они одного проис хождения — вот что хочет сказать Казан цев. Поэт замечает, как искажает природу насилие над нею. Пожалуй, даже не столь ко насилие, сколько нарушение ее циклич ности, закономерной смены времен года и всего, что сопутствует им. Когда он видит в погребе п р о ш л о г о д н и й снег, то тот представляется поэту уродливо несоответ ствующим своей природной сути («свой снежный переживший срок, он был постыд но безобразен»). . Ситуация придумана такая, которая, возможно, и не вызовет протеста: бог с ним, этим грязным, слежавшимся прошло годним снегом; в погребе мог оказаться и лед, даже скорее всего лед, но ведь пре зренный утилитаризм нашего быта (да и давнего крестьянского тоже) не позволит обойтись без нового насилия над снегом или льдом! Оставим бытовую деталь. Рискнем рас ширить представление о насилии над при родой хотя бы без конкретных выходов к современным фактам. Позиция Казанцева придет в столкновение с гигантской практи кой обновления земли. Тут заключено ка кое-то внутреннее противоречие. И примеча тельно, что поэт, в общем, ни разу не ста вит себя перед лицом подобных фактов. А жизнь все равно поставит перед ним этот вопрос, и отвечать на него придется. Не будем гадать, какой ответ найдет Казанцев, он ма териалист и диалектик, и реалист, этого до статочно, чтобы спокойно ждать ответа. Но кто же из его читателей не захочет по скорее прочесть стихи, посвященные совре менному обновлению мира и покорению природы разумной воле человека! Познание мира природы — органичная для Казанцева тема, и она, надо думать, не иссякнет с годами, но параллельно с нею, робко, иногда даже слишком робко пробивается «деревенская» тема. Робко на фоне нынешнего сильного движения поэзии навстречу деревне. Что же она значит в творчестве Казанцева? Стихи о деревенском детстве и малой своей родине составляют, пожалуй, самые эмоциональные, самые щемящие страницы поэтического дневника наших дней. Память опять возвращает к стихам Николая Руб цова: С к а ж д о й и зб о ю и ту ч ею , С гр о м о м , го то вы м у п а с ть , Ч у в ств у ю с а м у ю ж гу ч у ю , С ам у ю см ер тн у ю с в я зь . Вспоминаются строки Анатолия Жигули на: К а к б ы п р о ш ел я все м у ки В то й н еу ю тн о й д а л и . Е сл и б не п о м н и л в р а з л у к е З а п а х р о д и м о й зе м л и ? Вспоминаются строки недавних лет, на писанные Федором Суховым и Николаем Благовым, Владимиром Жуковым, Валенти ном Сорокиным и Ольгой Фокиной. Да и многих других еще можно бы назвать. В той жажде цельности, чистоты, первозданности, которая с исключительной силой проявилась к концу минувшего десятилетия, малая точ ка на карте — родное село или деревня — стала источником обновления души, к не му припадали в надежде исцеления от бо лезней века, диагностикой которых так, ка жется, никто и не занимался. Не будем и мы отвлекаться в сторону этого сложного и противоречивого внутри явления. Нас сейчас интересует, как это яв ление общего порядка повлияло на творче ство Казанцева. Может быть, ограничиться вот таким признанием: «Шел по клеверу я, по малине. Но другие места поманили. По тянула другая мечта. И ушел я в другие места»? Нет, этого, пожалуй, мало. Казанцев по пробовал приобщиться к традиционной крестьянской работе, испытать ее: «Я бру ском на рассвете стучу. Я косу на рассвете точу...». Пока только через точку косы пере дает он ощущение усталости от работы с утра до вечера, передает поэтически убеди тельно. В другой раз, при взгляде «на рожь, на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2