Сибирские огни, № 12 - 1971
Л е с в се б л и ж е . В от он р я д о м . В о т о н д ы ш и т н а м ен я. К а к л е т я щ а я гр о м а д а И з п р о х л а д ы и о гн я . Ни один из современных «деревенских» пвэтов таких строк не написал бы, он со вершенно иначе видит этот лес, он скорее посмотрит на него как на приют спокойст вия и отдохновения. Так что же все-таки дает Казанцеву его общение с природой? Ощущение свежести мира, обновление и обострение чувств. Гля дя на лесные ягоды, поэт признается: «Вы глаза мои промыли родниковой чистотой. Возродили краски лета — день опять цве таст и нов. Возвратили радость цвета, пере ливов и тонов». То есть, для него «мир пред стал самим собой...». По крайней мере, так ему кажется, а мы постараемся вынести на этот счет свое суждение уже по стихам, написанным позднее. В поэтическом дебюте Казанцева обра щает на себя внимание такая особенность: V него почти нет чисто ученических стихов. Явление довольно редкое в серии современ ных дебютов. Это не значит, что в стихах поэта все безупречно, что он не испытал никаких влияний Манера его отчетливо тя готеет к строгости, к классической стиховой традиции При этом Казанцев не пренебре гает иногда и новой выразительностью — от ассонансной рифмы до метафорических сближений самого современного свойства. А однажды под явным влиянием Возне сенского напишет такие строки: «Летела велосипедистка — и трепетала, как струна, ее вригнувшаяся низко горизонтальная спи на». Однажды (и не однажды!) просто по играет словами: «Я иду, красиво лгу про иву да про иволгу. Девчонка — зелень и наив, ее волнует зелень ив». Можно бы и еще кое-что в таком же духе найти у Ка занцева, подобные строки попадаются в его первых книжках. Но в первых же стихах мы встречаем и такие четверостишия и строки: И б у д е ш ь ты и д ти п е с к а м и . Р о н я т ь н еп р о ч н ы е сл ед ы . И б у д е т к а к р у к о п л е с к а н ь е П л е с к а н ь е с о л н е ч н о й во д ы . Строки эти принаряжены чуточку боль ше, чем следовало бы, сообразуясь со стро гим вкусом, но нельзя не оценить метафо рической тонкости строфы и удачно найден ной лексической акромонограммы: рукопле сканье — плесканье. Здесь Казанцев не выходит за пределы традиционной выразительности, он вообще делает это с большою осторожностью. Тре петное отношение к слову, к строке, к по этическому замыслу, очевидно, удерживает его от риска. Характерно его признанье, как он боится разрушить «замысла стро енье», как, сравнивая замысел с нераскрыв- шимся цветком, боится «сорвать его до сро ка»: «Пусть подрастет еще чуток, еще попь ет живого сока». Хорошо ли, однако, что поэт боится рис ковать? Хорошо ли, что он так осторожен и осмотрителен? Что же такое новаторство, если не постоянный риск? На эти вопросы нет однозначного ответа. Ответ на них — в призвании поэта, в его предназначении. Сельвинский, противопоставляя новаторов эпигонам, писал: «Новаторы же разрушают все окольцованные дали: они проблему дня решают, им некогда ласкать детали» («Per petuum mobile»). Однако поэтов нельзя по делить на две группы — новаторов и эпиго нов. Начинавший как один из самых дерз ких экспериментаторов в области стиховой формы, Сельвинский в конце концов пришел к традиционному, каноническому стиху и незадолго перед кончиной высказался в том смысле, что-де нынешнее время неподходя ще для новаторства, что все возможное в этом направлении сделано в 20-е годы, а теперь надо только разрабатывать, эксплуа тировать открытое мастерами старшего поколения. Концепция Сельвинского в данном слу чае легко опровержима по существу, но поэт вовремя почувствовал тенденцию воз вратного движения поэзии к традиционным формам выразительности, которые, конеч но же, не исчерпали всех эстетических воз можностей, и их дальнейшее развитие и совершенствование нельзя считать эпигонст вом, тем более, что традиционный стих не избежно обогащается элементами новой вы разительности. Первая книжка стихов Василия Казан цева вышла в 1962 году, когда еще только- только назревала, но не обозначилась так явственно, как сейчас, тенденция возврата к традиционной поэтике. Строгость и взыскательность к формаль ной работе над стихом Казанцев возвел в один из важнейших принципов поэтического творчества. Строгая безупречная форма «подтягивает» содержание, здесь большая роль отводится моменту соответствия. Вот, к примеру, физкультурница: «У ней вполне спортивный вид. Легка, и статна, и провор на. Й шаг пружинист. Форма ей быть под тянутой велит». Аналогия, может быть, не сколько прямолинейная, но по существу верная. Или Нарвские ворота в Ленингра де — «просто арка», «только форма ворот. Эта форма и есть содержание». Сделав эти посылки более для себя, не претендуя на какие-либо открытия в этой сфере, Казанцев стремится быть верным собственной концепции искусства. Его сти хи строги, иногда несколько суховаты, гра- фичны, но иногда они приоткрывают другие возможности поэта. Об этом несколько позже. Теперь обратим внимание на еще одну особенность поэтического развития Казан цева в дебютной стадии, как говорят шах матисты. Пожалуй, это наиболее органич ная черта в его творческом облике, вполне, кстати, соответствующая формальной струк туре стиха,— склонность к размышлению. Об этой тенденций поэтического развития
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2