Сибирские огни, № 12 - 1971
сячезначную неточность разрушить точ ностью своей». Поэт не делает каких-либо прямых вы водов из этого неутешительного для себя открытия, но, тем не менее, он не отказыва ется в дальнейшем от попыток «перевести» язык глаз на язык поэзии. Очевидно, слож ность задачи увлекает Казанцева. В одном случае он попытается расшифровать диалог глаз («Сидели два детины...») и сделает это без особой сложности, однозначными фра зами. В другом же, с уже присущею ему те перь сосредоточенностью, задумается над таинственною властью взгляда, от которого «внимательное тело... вдруг переменится всецело и станет гибче во сто крат и, зыб кую почуяв связь, от ожидания займется, и все как будто засмеется, переливаясь и светясь». Казанцев уверяет нас, что для него этот «краткий, непонятный миг» «выше разу менья». Тут он немножко хитрит. То, как уловлен, замечен этот «миг», как резко (да же неожиданно резко для Казанцева) схва чены перемены психологического и физиче ского состояния женщины под «беглым» взглядом мужчины', говорит о тонкой на блюдательности поэта, о том, что таинст венная власть этого взгляда для него уже в какой-то мере приоткрылась. Таинство взгляда в многозначности, но одно, главное значение передается адресату безошибоч но,— вот что заметил Казанцев. Над этим он и задумался, переведя язык взгляда на язык жеста в поэзии и через него проникая в психологию. Молодой поэт начинает с трудного, с то го, к чему обычно приходят в результате большого опыта, он пытается улавливать переходные состояния. В одном случае это переход от сна к бодрствованию, от снови дения к реальности («Пробужденье»), В другом случае переданы ощущения чело века, едущего в вагоне поезда, когда он оказывается в туннеле и когда выезжает из него («Туннель»), его восприятие природы в этот момент. Оба момента любопытны для психологического состояния человека, и поэт улавливает в них нечто характерное для его познания. Иногда кажется, что какие-то состояния поэт хочет закрепить в стихах специально для будущего. Вот он вспоминает послед ний школьный день, «упоительную» грусть и «поникшие плечи», грусть от счастья; вот сурово порицает в себе самоуверенность, нетерпимость, резкость, но, заглядывая в будущее, высказывает предположение: «Мо жет быть, под старость где-то я с сожале нием глухим, как счастье, вспомню время это. когда я был таким плохим». Стихи этого ряда в первых книжках по эта еще не свободны от желания поинтерес ничать, но в них отразилась общая тенден ция к самоанализу, и все-таки они доста точно искренни, чтобы поверить в серьез ность намерений поэта. Захватило Казанцева и общее стремле ние в природу, тенденция движения к есте ственности, к исходное™ и простоте. Надо отдать ему должное, он не поддался широ ко распространившейся моде «мужиковст- ва». Поэт не рядится в армяк и мурмолку, он остается самим собою, интеллигентным го рожанином, который, оказываясь наедине с природой, не отступается от главной цели творчества — познания мира и человека в нем. Н а н е с к о н ч а е м ы х и зв и в а х Б е зм о л в н ы х тр о п , в гл у ш и с а м о й . И щ у се б я я те р п ел и в о . Х очу п о го в о р и ть с собой . Цель познания достигается трудно, и поэт это хорошо чувствует и понимает: Я ц ел ы й д ен ь л и с т а ю л ес. В о м н е сп о к о й н ы й ш е л ест л е с а . Я зн аю , в кн и ге ес ть п о д текст. Н о н е м о гу п о н я ть п о д т е к с та . А понимание трудностей, понимание не понимания— это уже шаг вперед на пути познания. На природе выверяются чувства, она ос вежает их, снимает с них наигрыш, прибли жает к простоте и естественности. Но вот что любопытно: Казанцев, в сравнении при роды и искусства, делает обратное притяже ние. Лесная речка у него течет «светла н безупречна», как «обдуманная речь». Это но во и неожиданно. Наиболее характерным, выражающим общую тенденцию, как раз было стремле ние приблизить искусство к природе. В сти хотворении «Живая речь» Федор Сухов пи шет, что он «в каждом шорохе» листов слышит «живую, на меду настоенную речь», и непременно оставляет ее такою, «каковой с рождения была». Отсюда как будто бы выявляются две позиции, и обе они уязвимы. Одна, казанцев- ская, уязвима из-за своего рационализма, другая, суховская,— из-за утопичности.. А вот еще одна позиция: «Стихи из дома, гонят нас, как будто вьюга воет...». Здесь поэзия уподобляется стихийным силам при роды, «она незрима и вольна...». Таков был взгляд покойного Николая Рубцова, поэта на редкость органичного. Каждая из этих позиций имеет свою жизненную основу, находит объяснение в характере поэта. Сухов и Рубцов, как поэ ты, немыслимы без вживания в природу, без естественного «опрощения» своего бы тия в условиях сельского быта. Во взгляде Казанцева на природу проскальзывает ино гда экзотический интерес горожанина. И вот что происходит: то он тянется к Уитмену, автору «Листьев травы», который в его глазах «стал тихой песней ветровой, звез дой в лучах заката, косым дождем, тропой, травой — всем тем, чем был когда-то», жаж дет совсем уйти в природу («растворюсь, смешаюсь с сучьями...»), то трезво и спо койно говорит, обращаясь к лесной речке: «И все равно тебя покину. С тобой расста нусь все равно». Четыре строчки из стихотворения дадут некоторое представление о пейзаже Казан цева:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2