Сибирские огни, № 12 - 1971
К РИ ТИ К А БИБЛИОГРАФИЯ АЛ. МИХАЙЛОВ Реалист против романтика Для Василия Казанцева чуть ли не с первых же самостоятельных поэтических строк начинается нелегкий путь познания мира и человека в нем. Взгляд его постоян но устремлен в интерьер сознания, он хочет уловить отражение внешнего мира в гла зах человека. С м о тр ю н е н а с т и л ь , н е н а о б л и к К а р т и н ы , г л я д я щ е й с я ь за л . С м о тр ю с у д и в л е н ь е м — н а о т б л е с к Е е в л ю б о п ы т н ы х г л а з а х . Строки не о«ень изящные, но в них, от крывающих книжку «Прикосновение» (1966), может быть, еще и не до конца про думанно, не программно, выразилась ж аж да познания, определившая характер твор ческого развития молодого поэта. Неуверенно, робко подступается к чело веку Казанцев в первых стихах, но все же выделяет его из массы, выделяет из вок зальной толпы старушку, которая хочет по пасть в Пермь и просит машиниста парово за часок «повременить». Пристрастно на блюдает за маленьким человечком— сыном, который «слова друг к дружке лепит», и в наивности и непосредственности их таится поэзия. Это ведь тоже загадка, над решени ем которой люди ломают голову давно. Детство человечества и детство человека — нет ли в этом сопоставлении аналогий для поэтического восприятия?.. Познание человеческой души требует иных аналогий. У Казанцева на первых по рах они неглубоки: «Как в глубине каран даша скрыт стебелек графита, так в плоть обернута душа, от праздных взглядов скры та», Поиски внешних подобий, через кото рые можно было бы проникнуть в сущность, лишь позволяют сделать дидактический вы вод о бережном отношении к карандашу (чтоб не «искрошилось» его «сердце»!), то есть к душе. Перед сложной диалектикой человече ских отношений поэт останавливается в раз думье, здесь он не спешит с выводами. Во просом заканчивается одно из первых та ких стихотворений «Друг — другом быть пе рестает...». Переходное состояние, вызван ное внутренними причинами распада друж бы и инерции прежних отношений, уловле но тонко и передано в стихотворении не сколькими точными психологическими штри хами. Собственно, даже и не вопросом кон чается стихотворение: после строк о том, как, следуя инерции прежних отношений, лирический герой бросается «на защиту» друга, когда его хулят, идет строфа: «Но в тишине, наедине с собой и совестью своею, прямой вопрос: «А друг.он мне?» — задать себе уже не смею». Это серьезное размышление на нелегкую нравственную тему. Размышление, которое влечет за собою множество жизненных ана логий, далеко выходящих за пределы темы стихотворения. Путь лирического самовыра жения и, стало быть, познания человека кажется на этом этапе для Казанцева бо лее перспективным. Сам он пока еще вряд ли это осознает, он прилагает большие уси лия, чтобы угадать мысли и чувства человека из массы, человека, случайно встреченного. И способы разгадки пока тоже довольно однообразны — через глаза, они — зеркало души человека. Впрочем, Казанцев иногда, обострив сю жет стихотворения, пугается возможных выводов из диалога глаз, даже предостере гает против них, ощущая зыбкость психо логической мотивировки. Так случилось в стихотворении «Два встречных поезда сто ят...». Но еще более любопытно в этом пла не стихотворение «Он в руки ей давал тет радку...». В нем выражен некий принцип познания человека, опять-таки через глаза, через взгляд. Язык глаз привлекает поэта своею многозначностью, им можно выразить язык жестов, а вот на словесный— «самый совершенный из всех возможных языков» — оказывается невозможным его перевести. Да и вообще словесный язык способен «ты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2