Сибирские огни, № 12 - 1971

ский газетчик от станка Иванов стал про­ фессиональным литератором Ановым. Сол­ дат германского фронта, корректор «Прав­ ды» и автор антивоенных стихов, редактор большевистских изданий,— таков неполный перечень юношеских вех Николая Ивано­ вича. Не менее обширен и список географи­ ческих точек: Петроград, Башкирия, Омск, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Кзыл- Орда, Алма-Ата, Новосибирск, Москва. И всюду — на переднем крае. «В конце семнадцатого я поехал в Беле- бей, где короткое время был редактором газеты «Известия»,— вспоминает Николай Иванович.— Чешский переворот заставил перейти на нелегальное положение... Быва­ лые люди мне посоветовали уехать подаль­ ше от Белебея, чтобы была гарантия слу­ чайно не встретиться с кем-нибудь из беле- беевцев. Совет был мудрый, я добрался до Омска, где работал корректором. Кстати, в типографии наборщиком работал Всеволод Иванов, с которым я крепко подружился во время подпольной работы. Колчаковщи­ ну я пережил в Омске, а когда пришла Пя­ тая армия, выпускал первый номер «Изве­ стий Омского ревкома». Редактором был т. Цифринович, потом Емельян Ярослав­ ский»1. Газетная круговерть надолго захватила энергичного юношу. Из Сибири он в мае 1920 года переезжает в Казахстан и почти семь лет «кочует» по его газетам. В «Со­ ветской власти» (Усть-Каменогорск), редак­ тором которой был в то время Павел Пет­ рович Бажов, Н. Анов публикует очерки и зарисовки; в «Советской степи» (Кзыл- Орда) — работает секретарем; в «Джеты- суйской искре» (Алма-Ата) — занимает пост редактора. «Написал повесть «Награда». Редактор «Сибирских огней» Зазубрин прочитал, на­ печатал ее и пригласил меня в Новосибирск, где я работал секретарем журнала... Воз­ главлял Новосибирскую Ассоциацию проле­ тарских писателей... Потом — Москва, встре­ ча с Горьким, журнал «Наши достижения». Редакция «Красной нови» пригласила меня на должность литературного секретаря. Воронского уже не было. (Кстати, впервые он напечатал в Москве, в «Прожекторе», мой рассказ). Его сменил Раскольников... С ним работал мало, скоро он уехал пол­ предом в Эстонию. После него редактором стал Беспалов. При Фадееве я уже заведо­ вал редакцией...». В «Красной нови» напечатана была то­ гда первая пьеса Н. Анова «Возвращение Серке» — о казахском театре. Но как бы ни влекло одаренного непо­ седу к газетной и журнальной деятельно­ сти, главной его мечтой оставалась литера­ тура. В тридцатые годы, урывая время от сна и отдыха, он пишет повесть «Филате­ лист», романы «Азия» и «Пропавший брат» Повесть довольно быстро нашла место на 1 И з п и с ьм а Н . И . А н о ва а в т о р у эти х стр о к (о т 22 ию н я 1970 г ,). Д а л ь н е й ш и е ц и т а т ы о тс ю д а ж е .— С . Щ . страницах «Красной нови», романы же. рассказывающие о гражданской войне и со­ ветской действительности, залежались в ре­ дакторских долгих ящиках. «Пропавший брат», впрочем, отыскал дорогу к читателю и появился на свет под грохот военных залпов сорок первого года... «Начал собирать материал для романа «Ак-Мечеть». Много ездил по стране, писал очерки. В войну работал инспектором по­ литпросвета в Кашире. Когда война кончи­ лась, поехал с киноэкспедицией в Алма-Ату, где написал сценарий «Четверть века»... Работал для кино, для театра». Пять изданий выдержала «Ак-Мечеть» на русском языке, да на казахском одно. Эпоха присоединения Казахстана к России, изображенная в «Ак-Мечети», дала воз­ можность художнику поставить ряд важ­ ных морально-этических проблем, делаю­ щих это произведение по-настоящему зна­ чительным и весомым. Где бы ни жил, чем бы ни занимался Николай Анов,— все нашло в той или иной степени отражение в его творчестве, все впечатления и познания переплавились в значительные художественные образы. Не явилась исключением и Кашира, одна из колыбелей ленинского плана электрифика­ ции России. Она вдохновила Н. Анова на создание «Каширской легенды», книги, вы­ пущенной к 98-й годовщине со дня рожде­ ния Ильича. Отмечая выход этого повество­ вания. «Правда» писала 21 апреля 1968 го­ да: «В своей книге Н. И. Анов... впервые обобщил разрозненные сведения об истории станции, использовал исторические доку­ менты, рассказы и воспоминания ее пёрво- строителей — мастеров, рабочих, главного инженера Г. Д. Цюрупы, а также Г. М. Кржижановского, с которым ему до­ велось в свое время встречаться». Почти девятнадцать лет Николай Ива­ нович живет в столице Казахстана. Здесь, кроме уже упоминавшихся произведений, им создан роман «Крылья песни» — поэти­ ческая история создания первого профес­ сионального театра казахов. Здесь вышла книга очерков «Огни на Иртыше», повесть «Гибель Светлейшего», пьесы «Оренбург­ ская старина», «По велению сердца» (в со­ авторстве с Я- Штейном), «Наследники», «Надежда горит впереди» (в соавторстве с М. Сулимовым). Отсюда пьесы Н. Анова нашли дорогу на сцены многих театров страны. Николай Иванович перевел на рус­ ский язык четвертую книгу «Путь Абая» М. Ауэзова и сборник казахских народных сказок. И насколько же заслуженными представляются награды, которых удостоен старейший писатель’ два ордена Трудового Красного Знамени, две Почетных Грамоты Верховного Совета Казахской ССР, Грамо­ та комсомола, медаль «За доблестный труд», медаль в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И, Левина. В нынеш­ нем году Николай Иванович удостоен ор­ дена Октябрьской Революции. За роман «Выборгская сторона» и книгу «Каширская

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2