Сибирские огни, № 12 - 1971
Ну как тут не обратиться еще раз к В. И. Ленину: «Принадлежа, главным обра зом, к эпохе 1861—1904 годов, Толстой по разительно рельефно воплотил в своих про изведениях —- и как художник и как мысли тель и проповедник— черты исторического своеобразия всей первой русской револю ции, ее силу и ее слабость». («Л. Н. Тол стой»), Таким образом, у В. И. Ленина идет речь не об «отвлеченном морализатор стве», а о поразительно рельефном вопло щении, и не только слабости, но и силы всей первой русской революции, и не только Толстым-художником, но и мыслителем и проповедником. Удивительно, но в какие-то моменты мы вдруг забываем, что литература — яв ление классовое, идеологическое, хотя пар тия постоянно напоминает нам об этом. Мы справедливо гордимся, когда идет речь об идейном влиянии советской литературы на художественную интеллигенцию и рядового читателя капиталистических стран. Мы не забываем об этом, справедливо беспокоим ся и предпринимаем действенные меры, когда обнаруживаем вредное идеологиче ское влияние реакционной литературы З а пада на определенную часть советской ин теллигенции и молодежи. Но когда заходит речь о влиянии классической литературы на советскую, мы забываем, а — точнее — робко умалчиваем, что классическая литература — тоже явление классовое, идеологическое и что она бесспорно влияет и на наших писа телей и на все наше общество и деол оги ч еск и . Вот здесь и должно применить ленинский принцип критического освоения культурного наследства ушедших эпох. В сложном ли тературном наследии, как и в наследстве Льва Толстого, есть то, что отошло в про шлое. Оно нам чуждо, и мы его не принимаем. Но в этом наследстве есть то, «что не отошло в прошлое, что принад лежит будущему». А что означают ленин ские слова «принадлежит будущему»? Это значит: принадлежит нам, нашему обще ству, социализму. Принадлежит нам пото му, 'что оно нам близко, дорого, ценно имен но в идеологическом, классовом отношении. Иначе нельзя понять великую мысль В И. Ленина: «Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат» («Л. Н. Толстой»), Таким образом, восприятие традиций прошлого — акт идеологического, мировоз зренческого порядка. Великие же традиции могут быть восприняты и развиты здоро вым, восходящим, прогрессивным общест вом— обществом будущего. Только пере довое мировоззрение современности, марк систско-ленинское мировоззрение, способно воспринять великие традиции и, творчески развивая их, сделать своим достоянием. Почему мы боимся мировоззренческого сближения Фадеева с Толстым? Да пото му, что при этом мы вспоминаем в Тол стом то, что отошло в прошлое. Мы вспо минаем его реакционную теорию «непро тивления злу насилием», культивирование им «самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины». Но неужели не ясно, что теперь уже любой старшеклассник понимает, что это не входит в великое на следие Толстого. И уже во всяком случае для Фадеева эти слабые строны Толстого никогда не представляли опасности. В газете «Правда» от 15 мая 1967 года была опубликована статья одного из ис следователей творчества Толстого и рус ской классики — профессора С. И. Ма- шинского — «Классическое наследие и ли тературная наука». В этой статье вы сказана мысль, которая не может быть опровергнута сторонниками влияния Тол стого на Фадеева исключительно в пла не «художественного мастерства», «в сти левом отношении», по линии «арсенала поэтических средств». Вот эта замеча тельная мысль: «В художественном на следии каждого народа запечатлены его история и его душа. Вот почему для последующих поколений оно вечно живой источник духовного и эмоционального опыта. Наследие классиков тем и замеча тельно, что оно выражает самосознание не только своей эпохи. Движется время, а с ним вместе по той же орбите движется классика, в которой происходит как бы по стоянный процесс обновления. В литературе, как и в реальной жизни, всегда действуют два встречных потока. Шекспир и Пушкин, Гете и Толстой обогащают читателя, но и читатель в свою очередь непрерывно обо гащает творения великих художников — споим новым историческим опытом. Вот по чему наше знание классиков никогда не может считаться исчерпывающим». Из всего сказанного должно быть ясно, что Лев Толстой своими великими традиция ми повлиял на мировоззрение Александра Фадеева, в особенности на зарождение его эстетического идеала, на формирование его художественных взглядов, которые входят в понятие мировоззрения как составная часть. А это, в свою очередь, повлияло плодот ворно на становление творческого метода Фадеева, так ярко проявившегося уже в «Разгроме». Фадеев не был исключением. Лев Толстой повлиял на развитие художе ственных взглядов всего нашего общества, выразившихся в принципах социалистическо го реализма. Это благотворное влияние продолжается, как продолжается влияние и Горького и других классиков литературы прошлого. Собственно, социалистический реализм и вышел из великих традиций про шлого или, по выражению Фадеева, «со циалистический реализм вырастает на ба зе критического освоения этого замеча тельного опыта, наследниками которого по праву стали советские писатели»1. В заметке «О Чехове», написанной в 1944 году, А. Фадеев скажет истинные сло ва о Толстом: «Сила Толстого... не толь ко в том, что Толстой вообще гигант и потому глубже чувствовал народную 1 А . Ф а д е е в . С о б р . со ч ., т. 5, стр . 53—54.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2