Сибирские огни, № 12 - 1971

р а сп р о стр а н я ть ся в н е о б о зр и м у ю ш ирь, с полным у в а ж ен и ем к д р у ги м н аци ям , с н е­ обы чай н ой верой в в о зм о ж н о с т ь п р е о д о л е ­ ния лю бы х н ев зго д и лиш ени й и верой в м ощ ь св ою , св о его т р у д а , к огда в езд е, где бы ни п ояви л ся русск и й ч ел овек , м о ж н о сд е л а т ь Р о сси ю , ту р о д и н у , к отор ую русск ий чел овек в сю д у п рин оси т с с о б о й »1 1 (поддер­ нуто нами— С - Ш.). Во-вторых, В. И. Ленин видел в лице Льва Толстого дерзновенного мыслителя, «который с громадной силой, уверенностью, искренностью поставил целый ряд вопросов, касающихся основных черт современного политического и общественного устройства» («Лев Толстой и современное рабочее дви­ жение»), Лениным подчеркивается «без­ боязненная, открытая, беспощадно-резкая постановка Толстым самых больных, самых проклятых вопросов нашего времени...». Лениным отмечается «его бурный протест против всякого классового господства» («Л. Н. Толстой»), «вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нище­ ты, одичалости и мучений рабочих масс» («Лев Толстой как зеркало русской рево­ люции»), «Рисуя эту полосу в историче­ ской жизни России,— обобщает В. И. Л е­ нин,— Лев Толстой сумел поставить в сво­ их работах столько великих вопросов, су­ мел подняться до такой художественной си­ лы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной ли­ тературе» («Л. Н. Толстой»), В этом также состоит одна из плодо­ творнейших толстовских традиций, которая призывает нашу, советскую литературу «с громадной силой, уверенностью, искрен­ ностью» ставить вопросы, «касающиеся основных черт современного политического и общественного устройства». Наши передо­ вые писатели, в том числе и Фадеев, идя ог Толстого, восприняли качества смелого мы­ слителя и подлинного борца за народное счастье, беспощадно срывавшего все и вся­ ческие маски с поработителей трудящихся, хотя наша литература и не поднялась еще до таких смелых философских и эстетиче­ ских обобщений, до таких высот. В-третьих, В. И. Ленин открыл нам Тол- стого-художника, его эстетические принци­ пы, его великие творческие достижения, ко­ торые являются и будут всегда являться источником нашего духовного обогащения. Ленин назвал Толстого «гениальным ху­ дожником, давшим не только несравненные «артины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы». Ленин определил творческий метод Толстого как «самый трезвый реализм, срывание всех и ’всяческих масок» («Лев Толстой как зер­ кало русской революции») и указал на все­ мирное значение Толстого как художника: «Эпоха подготовки революции в одной и 5 стран, придавленных крепостниками, высту­ 1 А л е к с а н д р Ф а д е е в . П о в е с ть н а ш е й ю н о сти , 1971, ст р , 84,, пила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества» («Л. Н. Тол­ стой»), Следует сказать, что за последнее время стали появляться работы, в которых влия­ ние Толстого на Фадеева получает все бо­ лее и более правильное освещение, хотя робко и непоследовательно. В третьем издании своей книги «Алек­ сандр Фадеев» В. Озеров пишет: «С каждым годом все заметнее происходит переоценка Фадеевым и собственной работы и содер­ жания художественного труда Толстого. В дальнейшем, знакомясь с литературно­ критической деятельностью Фадеева, мы убедимся, что в 40-х годах он называет имя Толстого и тогда, когда речь заходит о раскрытии жизненных противоречий, и еще чаще в тех случаях, когда затрагивается вопрос о силе народа, о героизме и эпич­ ности... В Толстом-художнике он видел не только тонкого психолога, но писателя большой народной темы, отображавшего героизм человека из народа... На примере Фадеева можно еще раз проследить, как складывалось в искусстве социалистическо­ го реализма верное понимание традиций и новаторства»1. К сожалению, верное понимание тради­ ций и новаторства в нашей науке еще не сложилось, оно в стадии становления. Если на практике, в творчестве лучших совет­ ских писателей — А. Толстого, М. Шолохо­ ва, Л. Леонова, А. Фадеева, А. Твардов­ ского, М. Исаковского — верное понимание традиций и новаторства давно уже реали­ зуется, то в теории, в литературоведческих трудах мы лишь робко подходим к пра­ вильному решению этой проблемы. Свиде­ тельством такой робости является все та же книга В. Озерова. Так хорошо наметив пути влияния Толстого на Фадеева, В. Озе­ ров, как бы испугавшись своей, или, точ­ нее, фадеевской смелости, несколькими страницами позже пишет: «Всеми образа­ ми, всем строем романа (идет речь о «По­ следнем из удэге».— С. Ш .) полемизируя с отвлеченным морализатороством, Фадеев учится у Толстого-художника самому цен­ ному, что он внес в реалистическое искус­ ство,— мастерству изображения внутрен­ ней жизни человека, его психологического развития. Огромный арсенал поэтических средств, накопленных Толстым, оказался настоящей сокровищницей для советских писателей, и Фадеев был одним из тех, кто с наибольшей эффективностью использовал это богатство» 2. Как видим, и здесь великие традиции, воспринимаемые советской литературой, ни­ зведены до «арсенала поэтических средств», названного самым ценным в наследии Тол­ стого. Все же остальное в Толстом — «от­ влеченное морализаторство». 1 В . О зе р о в . А л е к с а н д р Ф а д е е в . М ., «С ов. п и ­ с а т е л ь » , 1970, стр . 196— 197. 2 В . О зер о в . А л е к с а н д р Ф а д е е в , М ,, «С ов, п и ­ с а т е л ь » , 1970, стр . 263,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2