Сибирские огни, № 12 - 1971
идей, мыслей, чувств, страстей, пережи ваний, страданий, трагедий людей той эпо хи, и бушует у Толстого совсем-совсем не так, как у Щедрина,— не понимая всего этого, многие начинающие писатели берут внешние элементы творчества своих учите лей. Только позже одаренные и проница тельные из молодых поймут свое заблуж дение и будут воспринимать любимого ху дожника целиком как идейно-эстетическое и историческое явление. Они будут творче ски развивать лучшее из богатого наследия в своем своеобразном стиле, средствами своего неповторимого художественного ма стерства. Забывая об этом, мы хвалим «Разгром» Фадеева за восприятие толстовских тради ций «в стилевом отношении» и не замеча ем, что тем самым ставим советского писа теля в положение посредственного ученика, способного лишь к внешнему подражанию, остановившегося на самом раннем этапе ученичества. Нам, исследователям творчества совет ских писателей, давно пора по-настоящему задуматься над тем великим, что было от крыто В. И. Лениным в Толстом и что ко щунственно низводится нами до «толстов ской фразы». Раскрыв с беспредельной глубиной кри чащие противоречия во взглядах, учении, творчестве Льва Толстого, Владимир Ильич во всех своих работах о писателе настойчиво выделяет «то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему», и затем в виде назидания последующим по колениям, то есть нам с вами, утверждает: «Это наследство берет и над этим наслед ством работает российский пролетариат» («Л. Н. Толстой»)1. Произведения Толстого «всегда будут ценимы и читаемы массами» («Л. Н. Толстой»)2. За что же они будут всегда ценимы? О каком наследстве говорит Владимир Ильич? Советские толстоведы давно отве тили на эти вопросы. Остановимся на глав ном, хотя, к сожалению, и приходится ло миться в открытые двери. Во-первых, В. И. Ленин открыл подлин ную народность творчества Толстого, яв ляющуюся для советских писателей плодо творнейшей толстовской традицией. «Его устами говорила вся та многомил лионная масса русского народа, которая уже ненавидит хозяев современной жизни, но которая еще не дошла до сознательной, последовательной, идущей до конца, непри миримой борьбы с ними» («Толстой и про летарская борьба»)3. «Критика Толстого потому отличается такой силой чувства, такой страстностью, убедительностью, свежестью, искренностью, бесстрашием в стремлении «дойти до кор ня», найти настоящую причину бедствий масс, что эта критика действительно отра жает перелом во взглядах миллионов кре 1 В. И .Л е н и н . П о л и . со б р . со ч ., т. 20, стр . 23. 8 В . И .Л е н и н . П о л и , со б р , со ч ., т . 20, стр . 20. 8 В . И .Л е н и н . П о л и . со б р . со ч ., т. 20, ст р . 70. стьян...» («Л. Толстой и современное рабо чее движение»)1. «Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко вре мени наступления буржуазной революции в России» («Лев Толстой как зеркало рус ской революции»)2. Вот что означает, по Ленину, быть на родным национальным художником. В. И. Ленин связывал народность Тол стого с национальным характером его твор чества и подчеркивал, что прежде всего* российский пролетариат берет великое на следие Толстого и работает над ним в ин тересах будущего своей нации. В этой свя зи интересна и плодотворна мысль, выска занная Леонидом Ершовым и Александром1 Хватовым в их книге «Листья и корни»: «Народность художественного творчества.- это не только отражение непосредственного опыта текущей жизни народа. Это вместе с.: тем и определенная система навыков и воз зрений, сложившихся исторически, ставших достоянием нации и вошедших в ее жиз ненный обиход»3. Наши, лучшие русские со ветские художники, в том числе и А. Фаде ев, идя от «писателя национального в са мом истинном значении этого понятия» (М. Горький), восприняли его прогрессив ные воззрения на русский народ, разделили его глубочайшую взволнованность и заботу о судьбах народных и, раскрывая эти судь бы по-новому в новые времена, сохранили достояния своей нации и национальный ха рактер творчества, хотя в меньшей степени, чем это проявлялось у классиков. В подтверждение выше сказанных слов приведем суждения А. Фадеева, в которых сам писатель свидетельствует, что же им воспринято от Толстого из его воззрений на русский народ. В 1948 году в своей «За писной книжке» он делает замечания к книге Н. М. Пржевальского «Путешествие в Уссурийский край». Запись от 18 апреля начинается цитатой из Пржевальского, пе редающего настроения первопроходцев- Уссурийского края: «Что там? (Имеются в виду родные места, оставленные в Цен тральной России.— С. Ш.). Земли мало, теснота, а здесь видишь, какой простор, живи, где хочешь, паши, где знаешь, лесу тоже вдоволь, рыбы и всякого зверя мно жество; чего же еще надо? А д а с т бог п о о б ж и в ем ся , п оп р ав и м ся , в сего б у д е т в д о воль, так мы и зд е с ь Р о сси ю с д ел а ем ...» (подчеркнуто А. Фадеевым). И вот дальше начинаются- поразитель ные по глубине и искренности патриотиче ские суждения А. Фадеева: «Я восприни маю это не в корыстном мещанском смысле: «где хорошо, там и отечество», а в очень, р усск ом б л а го р о д н о м см ы сл е, в к аком Л ев Т ол стой говор и л о р усск ом н а р о д е, как о «си л е за в л а д ев а т ел ь н о й » , то ест ь сп о со б н о й 1 В . И . Л е н и н . П о л и . со б р . со ч ., т. 20, стр . 40.. 2 В . И . Л е н и н . П о л и . со б р . со ч ., т, 17, стр . 210. 3 Л е о н и д Е р ш о в и А л е к с а н д р Х в а то в . Л и с т ь я и к о р н и . М ., И зд . « П р а в д а » , 1971, стр . 37. 1за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2