Сибирские огни, № 12 - 1971
На такие сюжетные совпадения, как сви детельство «обращения Хлебникова к Нек расову», давно указывали исследователи. Однако «совпадения» здесь лишь подчео- кивают родство стиховых стихий, прямую связь подчеркнуто «близколежащих» хлеб никовских рифм «снежочек — комочек», «блещет — хлещет», «вдовушка — кровуш ка»' с некрасовскими «Романовна — Касья новна» и «Протасьевна — Власьевна». Нек расов весьма свободно ставил рядом с та кими «дурными» рифмами «изысканные» составные: «нонче ли — кончили», «намота н о— бьет оно». Сравним у Хлебникова: «тело ем — делаем», «ужином — нужен нам». И такое «сопряжение» в одной стиховой системе двух столь разных, казалось бы, начал кажется совершенно естественным. Ведь «изысканность» составной рифмы — мнимая, она ведь тоже в конечном счете из «грубой», «низкой» стихии, как и «скорехонь ко-легохон ько», как и «ожидающих — зевающих», «читающий — разъезжающий». Из народного балагана она, с ярмарки! И когда едва ли не самый «крайний» из хлебниковских соратников — Алексей Кру ченых — призывал поэтов ориентироваться на здоровую и грозную «баячь», предлагая в качестве образца, в противоположность «бескровному» лермонтовскому «По небу полуночи ангел летел», свое знаменитое зыч ное «дыр — бул — щыл — убещур»,—это было окарикатуренным, доведенным до аб сурда, но все же несомненным «отростком» некрасовских художественных открытий. Заметим еще, что именно Некрасовым широко введены в практику «квазиточные» рифмы, базирующиеся на «парность» опор ных согласных: раба — толпа, многолет нюю — последнюю. Этот класс созвучий, долгое время после Некрасова находивший ся в забросе, ныне широко эксплуатиру ется: людьми менее талантливыми — как средство облегчить себе тягостный процесс стихописания, более талантливыми —• как средство разнообразить стих, освободить его от излишней гладкости и легкой «ожи- даемости» рифмы, придать ему своеобраз ную грубоватую точность. Возможно, кому-то покажется излишним то внимание, которое уделено в этих замет ках элементам формы. Однако разговор этот необходим и ак туален. До сих пор в обиходе не изжито обид но-снисходительное, если не пренебрежи тельное отношение к художественной форме некрасовской поэзии. До сих пор бытуют представления о том, что «общественный утилитаризм» даже самого благородного свойства чуть ли не с неизбежностью вле чет за собой утрату неких художественных высот. Толки эти начались еще при жизни Некрасова и были настолько сильны, под держивались людьми настолько авторитет ными — от Л. Н. Толстого до забытого ны не критика Н. Соловьева, утверждавшего, что Некрасов стихи пишет, будто палки ломает,— что и у самого поэта бывали ми нуты сомнения, и тогда он писал, на ра дость своим оппонентам: М не б о р ь б а м е ш а л а б ы ть п о это м . П есн и м н е м е ш а л и б ы ть б о й ц о м . Однако высокая страстность борьбы от нюдь не ограничивает и тем более не гу бит художественное дарование. На примере Некрасова мы отчетливо видим, как обще ственный пафос его поэзии, ее демократи ческое, революционное содержание актив нейшим образом формировали его эстети ку, его поэтику, вплоть до таких, казалось бы, узкопрофессиональных тонкостей, как отношение к рифме, толкали его на худо жественные открытия, делали его истинным Колумбом новых поэтических материков, как сказал Маяковский о Хлебникове. Обычно, говоря о некрасовской тради ции, вспоминают одну линию в русской со ветской поэзии, наиболее яркие образцы ко торой— лирика Исаковского, эпос Твардов ского. Можно добавить сюда еще немало прекрасных и достойных имен: эта линия богата и плодотворна, и связь ее с «некра совской школой» очевидна. Однако воздействие Некрасова на сов ременную поэзию несравненно богаче и многообразнее. Только что в еженедельнике «Литера турная Россия» появилось очень интерес ное эссе Ст. Лесневского «Блок читает Нек расова», написанное на основании каран дашных пометок Блока на полях некрасов ского томика. Вспомнилось: как-то зашел спор о Нек расове. В том самом плане, о котором толь ко что шла речь. И тогда поэт Александр Межиров прочел из Некрасова совершенно «блоковские» строчки: П о н а п р а с н о ты к у т а л а в со б о л ь С о л о в ьи н о е го р л о св о е!.. Оказалось, не подвела интуиция: имен- но эти строки были подчеркнуты у Нек расова рукой Блока! Тема «Некрасов и Блок» вообще заслу живает большой специальной работы. Так же, как «Некрасов и Заболоцкий» — не только поздний Заболоцкий, в иных сти хах которого (в знаменитой «Старой актрисе» например, в торжественно-учитель ном «Не позволяй душе лениться...», в сти хотворении «Последняя любовь» из одно именного цикла, в трагическом «Где-то в поле возле Магадана») прямо проглядыва ются некрасовские интонации, но и Забо лоцкий ранний, с его особой, странной, «дис гармонической гармонией», «Столбцов» и «Торжества земледелия». Некрасов наш. Он дорог нам, как великий гуманист и демократ. Он дорог нам как новатор: самим сво им новаторским духом его поэзия близка нашему динамическому времени. И тем, что новаторство его, словно луч, точно направлено через головы поэтиче ских поколений в двадцатый век русской поэзии, в ту эпоху, когда она стала назы ваться не только русской, но и советской. П С и б и р ск и е о гн и № 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2