Сибирские огни, № 12 - 1971
только «допустим» их, но и поставим на самом видном месте, обопремся на них: О т л и к у ю щ и х , п р а з д н о б о л та ю щ и х . О б а гр я ю щ и х р у к и в к р о ви У в ед и м ен я в с тан п о ги б аю щ и х З а в е л и к о е д е л о л ю б ви ! Да, конечно, это трудно отнести к ка тегории «звуков сладких и молитв», хотя по сюжету стихотворения перед нами — как раз молитва! Но зато какая мощь в этих взрывающихся — шипящих! И как громо гласно, полногласно звучит это подудар ное «А» — между прочим, «самая русская» буква, самый часто встречающийся звук русской речи: праздно болтАющих... поги- бАющих! О, это не для нежных и блед ных уст, не для слабого дыхания, это — для мощных легких, для крупного, просто народной лепки, рта, обладатель которого словно бы преодолевает вековое косноязы чие! Да и кто сказал, что антипоэтичны, неблагозвучны русские шипящие? Прав Чу ковский: коли уж «содержит» их народ в своем языке значит, не режут они его слух! Вон, в польском шипящих и того больше — так не мерить же стиховую благозвучность во всех языковых стихиях на единый ар шин «италианского» бельканто! Современникам и ближайшим потомкам оказалось не под силу освоить и развить художественные открытия Некрасова. Луч шие из продолжателей его традиции, такие, как П. Якубович-Мелыпин, «крестьянские» поэты «суриковского» кружка, наконец С. Я. Надсон с его трагически короткой биографией, подхватили те или иные граж данские мотивы некрасовской поэзии, ху дожественные же его открытия восприня ли именно как допущения, как облегчаю щие вольности в стиховой дисциплине, по зволительные в силу примата содержания над формой. Только советской поэзии и непосредст венным ее предтечам и зачинателям ока«Мост длиною в столетие» — от Некра сова к советской поэзии сороковых — шес тидесятых годов — поддержан не только плечами Якубовича, Никитина, суриковцев. В неменьшей степени подпирают его сво ды и художники других школ, в первую очередь — Хлебников. Мне уже случалось заметить — к сожалению, бегло и попут но — что без некрасовских открытий Хлеб ников был бы невозможен: Б а р ы н я м и л а я ! во ю т в р о га, С к а ч у т и и щ у т з а й ц а -в р а г а : Б е л ы й сн е ж о ч е к . С к а ч е т к о м о ч е к — З а я ч ь и сны . Б е л ы й н а б ел о м , У ш и ч е р н ы ... Д р у г ч е р е з д р у га П сы п е р е с к а к и в а ю т , К р о е т их в ью га , К о го -то о п л а к и в а ю т , С то н у т и п л ач у т. А б а р и н -то н аш с к а ч е т ... и с к а ч е т , залось по плечу поднять оставленную бо гатырем палицу, натянуть Одиссеев лук. Через столетие «аукается» с Некрасовым один из утонченнейших мастеров современ ного стиха — Леонид Мартынов: В чем у б е д и ш ь ты ста р е ю щ и х , З а в т р а ш н и й д ен ь за б ы в а ю щ и х , С п и н ы н а с о л н ы ш к е гр ею щ и х И о п о к о е в зы в а ю щ и х ? Н о н е л е гк о с о б е с е д о в а т ь С ю н ы м и , К то н е у сп ел е щ е В се н а з е м л е у н а с л е д о в а т ь : К а п и щ а , и гр и щ а , зр е л и щ а..* Некрасовская культура рифмы получи ла широчайшее развитие. Н и д л я П а р т и и , ни д л я О теч еств а , Н и д л я В еч н о сти и Ч е л о в е ч е с тв а Н и ч его н е н ап и ш е ш ь , Е с л и э ти м н е д ы ш и ш ь. (Б. С луц ки й ) П о л е . Д а л ь б е с к р а й н я я . У д о р о ги — ч а й н а я . Ч а й н а я о б ы ч н а я , Ч и с т а я , п р и л и ч н а я . З а х о д и т е п о гр е ть ся . Е с л и н е к у д а д е т ьс я ! (Д. С ам ойлов) О тец б ы л п р и д и р ч и в , п р и д и р чи в , Я б ы л н ас то й ч и в , н асто й ч и в , П о я с и з к о ж и б ы ч ьей . К а к он м е н я н е п р и к о н чи л? М ен я п о р о л и з а д в о й к и . М ен я п о р о л и з а тр о й к и . О те ц п р и з н а в а л п я т е р к и , О те ц п р и з н а в а л ч е тв ер к и . (Г. Корин) Я не выдаю процитированные стихи за какие-то эталоны прекрасного. Что-то в них искусственнее, грубее, чем у Некрасова, что- то — утонченнее, изощреннее — и, следова тельно, опять же искусственнее и грубее. Это — работа, активная разработка худо жественных открытий в живой поэтической практике, на различных уровнях талант ливости и просто удачности. 5 С б р у ей с е р е б р я н о й б л ещ ет, Ч ер н ы м ар а п н и к о м м о л о ти т и хлещ ет* З а й ч и х а д р о ж и т у ж е , в д о в у ш к а . Л ю д я м л ю б а з а я ч ь я к р о в у ш к а! («Н очь п е р е д 'Советами») Здесь налицо, конечно, и сюжетная бли зость: не нужно быть эрудитом, чтобы тот час же вспомнить некрасовскую «Псовую охоту» -—ту самую, где У тром с п о стел и п о м ещ и к в ск о ч и л , В ту ф л и о д е л с я и в р о г за т р у б и л . В зд р о гн у л и со н н ы е В а н ьк и и Г р и ш ки . В зд р о гн у л и в се — д о гр у д н о го м ал ьчи ш ки ..* Ту самую, где «предводитель команды со бачьей», «крикун-доезжачий», подгоняет преследующую зайца свору: Д о б и р а й т е с ь , с о б а ч к и , Д а н е д а в а й ем у , во р у , потачки !,#
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2