Сибирские огни, № 12 - 1971

что умиление — это плохо?), но, вместе с тем, полный достоинства, начисто лишен­ ный каких-либо примет заискивания перед «простонародьем», есть громадное нравст­ венное открытие, не утратившее своей ак­ туальности и в совершенно иных социаль­ ных условиях наших дней. И, однако, не только в народной, а точнее простонарод­ ной среде черпает Некрасов свой оптимизм. Вспомним «Русских женщин», в особенно­ сти первую часть поэмы — «Княгиня Тру­ бецкая»— самый ритм которой создан, ка­ жется, для выражения душевной собран­ ности, решимости, бодрости, в самые труд­ ные минуты: Н ет! я не ж а л к а я р а б а , Я ж е н щ и н а , ж ен а ! П у с к а й го р ь к а м о я с у д ь б а — Я б у д у ей в ер н а. О , ес л и б он м ен я за б ы л Д л я ж ен щ и н ы д р у го й . В м о ей д у ш е д о с т а л о б сил Н е б ы ть его р аб о й ! Н о зн а ю : к р о д и н е л ю б о вь С о п е р н и ц а м оя, И если б н у ж н о б ы л о , вн овь Е м у п р о с т и л а б я!.. И совсем, казалось бы, «из другой опе­ ры»— великолепная вспышка, взрыв зем­ ной, живой страсти, на таком ликующем мажоре, что даже не сразу верится, что это — Некрасов: Б ь е т с я се р д ц е б есп о ко й н о е. О ту м а н и л и с ь г л а з а . Д у н о в е н ь е стр а с т и зн о й н о ь Н а л е т е л о , к а к гр о за !.. Скажут: риторика. Штампы: знойное дуновение страсти, беспокойное сердце. Бедные, банальные рифмы: глаза — гроза, беспокойное — знойное... Верно, много у Некрасова так называе­ мой риторики, мало метафоричности — уж мы-то, во второй половине двадцатого ве­ ка, пройдя все искусы, это должны чув­ ствовать, нас-то голыми руками не возь­ мешь. Ан — читаем и не можем остаться равнодушными: С тр а ш н ы й год ! Г а зе т н о е ви ти й ств о И р е зн я , п р о к л я т а я р езн я ! В п е ч а т л е н ь я к р о в и и у б и й с тв а , Вы в к о н ец и зм у ч и л и м е н я ... Э то т го д го то ви т и д л я в н у ко в С ем ен а р а з д о р а и войны В м и ре нет с в я т ы х и к р о тк и х зв у к о в . Н ет л ю б в и , св о б о д ы , ти ш и н ы !.. И дата в подзаголовке: 1870. Как видно, не в метафорах — поэзия. В чем-то неуловимом, что и банальную рифму заставляет светиться. И снова слышу: Некрасов — и неулови­ мое? Да что он, Фет, что ли? Некрасов, первый из поэтов сознательно поставивший перо свое на службу общественной поль­ зе, Некрасов — «утилитарист», газетчик — и «неуловимое»? 4 Он опередил свое время, и лишь нем­ ногие поняли его как художника. Долгое время существовало авторитет­ ное мнение: форма у Некрасова — так се­ бе, хромает, грубовата в общем. И риф- мовал-то, господи одни глаголы, а если нет, так Каспийское море с Балтийским, Романовну с Касьяновной, Марьюшку с Дарьюшкой, а того чаще — холод с голо­ дом. А то и прямо самого себя, Николая Алексеича, так и срифмует с «Александром Сергеичем» (Пушкиным), сорок девятый год — с пятьдесят пятым. Невский — с Кра- евским, Сенковского — с Жуковским, цензу­ ру с корректурой — все это в одном сти­ хотворении цикла «О погоде». И, потом, эти ужасные шипящие, «щи» и «вши», от ко­ торых предостерегали стихотворцев все, от Батюшкова до Горького: созерцающий, чи­ тающий, по Европе разъезжающий. Где же форма? В идейном отношении — там все благородно и высоко, все на месте. Тем нам и дорог. А вот уж форма — увольте!.. Жалкие суждения! Еще К. И. Чуковский, еще в той самой ранней работе своей, убедительно опровер­ гал их, показывая, что в этих бедных со­ звучиях — не слабость, а сила поэта, не «компромисс с формой», а творческая дер­ зость. Да, Некрасов — первый и величайший новатор. Революционер формы. Скажу более: Некрасов — первый в рус­ ской литературе поэт а к т и в н о й ф о р - м ы. Читая Пушкина, мы радуемся, скор­ бим, негодуем вместе с поэтом, не заме­ чая— если, конечно, специально не зада­ димся такой целью,— «как это сделано». Слова в стихе стоят предельно естествен­ но, «рабочее усилие» мастера почти не ощу­ тимо. Чем совершенней форма, тем она «незаметнее». В искусстве нашего времени часто бывает по-другому: рабочие сцены стучат молотками на глазах у зрителей, бал­ ки строения, прежде старательно упряты­ ваемые в стены и потолки, выпирают на­ ружу да еще подчеркиваются цветом, сти­ хотворная строка ломается «лесенкой»,, из нее кричит метафора. Нелепо спорить, что «лучше», что «хуже». Существуют две равноправные линии в развитии, в частно­ сти, стиховой культуры, о чем справедливо писал когда-то Н. С. Тихонов. И первым научил форму громко заяв­ лять о себе — Некрасов. Его открытие сравнимо с открытием антимира в физике. Им открыта «вторая по­ ловина» мира прекрасного: красота некра­ сивого, богатство бедного, нежность гру­ бого, гармония дисгармоничного. В музыке сравнимое открытие было совершено не­ сколько десятилетий спустя. Вам казалось, что «-щи» неблагозвучны в стихе, что их следует избегать" Так вот что, давайте не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2