Сибирские огни, № 12 - 1971
ИЛЬЯ ФОНЯКОВ Н а ш Некрасов Посмертная судьба великих писателей отнюдь не одинакова для всех представи телей этой блестящей плеяды. Бессмертие многолико, как жизнь. Одним суждено из года в год, из десятилетия в десятилетие светить ровным и всегда необходимым пла менем, какие бы споры ни возникали сре ди современников за право стоять ближе к огню и зваться его хранителями. Таков Пушкин. Другие — на время — отходят как бы в тень, в тишину школьных хрестоматий, обязательных программ, их читают, их ве личие не подвергается сомнению, ' но гово рят о них — если не брать в расчет специа листов — сравнительно мало. О них, во всяком случае, не спорят. Истинная «внутренняя актуальность» пи сателя далеко не всегда совпадает с тем, насколько часто повторяется его имя. У многих поэтов сейчас на языке — имя Блока. Блока поминают сто раз на дню, Бло ком клянутся, любовь к Блоку — «патент на благородство». Один Евгений Евтушенко написал не сколько стихотворений о Блоке, не преми нув «поверить» его судьбой свою собствен ную: К о гд а я н ап и ш у « Д в е н а д ц а т ь » , Н е п о д а в а й т е м н е р уки ! При всем том, однако, едва ли в сов ременной поэзии — беру свое поколение — ощутимы сколько-нибудь значительные не посредственные следы блоковской тради ции. Редко-редко где-нибудь на дальнем горизонте поэтической картины проплывет легкая прядка голубого «блоковского» ту мана. В поэзии того же Евтушенко, пре дельно земной, конкретной, публицистич ной, в значительной мере рационалистиче ской, можно обнаружить всевозможные. Он тоже довольно долго для нас был «школьным классиком»: «Крестьянские де ти», «Генерал Топтыгин», «Железная доро- 1 влияния, что и сделал однажды Лев Озе ров (только, в отличие от Озерова, мы не поставим этого в упрек поэту: процесс естественен, в наше время невозможно пи сать так, будто бы до тебя ничего не было). Но уж менее всего там — Блока. Вполне возможно, «время Блока» еще наступит. И не раз. Два поэта несколько неожиданно обре ли внутреннюю актуальность в последние годы: Державин и Некрасов. Внезапная актуальность Державина, дотоле вспоминавшегося в основном лишь в том смысле, что он «в гроб сходя, бла гословил», была связана с реабилитацией «высокого штиля», вплоть до сакраменталь ных междометий «О!» и «Ах!» Оказалось, что разговорная речь, ориентация на кото рую долгое время считалась одним из ос новных критериев добродетели, далеко не все способна выразить. Под пером крайних апологетов «разговорности», «естественно сти» начала было вообще стираться разни ца между стихом и не стихом: Т р у д о д н и н а с л а в у у д а л и с я , И Е р м и л ы ч , В ы б р а в ш и с ь в О р ел , Н е н а г л я д н о й в н у ч к е В а с и л и се В зя л д а п и а н и н о п р и о б р е л ... (В . Ж у р а вл е в) Оказалось — нужны еще «одические ра ти» и «прелесть элегических затей», от ко торых демонстративно отрекалась даже Ахматова! Державинская бронза вновь за звучала в стихах: Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Александр Межиров. Ее отголоски послышались у Ев тушенко и Вознесенского, ее пыталась ими тировать подручными домашними средства ми талантливая, но достаточно и манерная муза Беллы Ахмадулиной. И часто рядом с Державиным оказы вался — Некрасов. га», «Размышления у парадного подъезда», бесконечная поэма «Кому на Руси жить хо рошо».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2