Сибирские огни, № 12 - 1971
Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» В. Маяковского (1929). И в нем видится и слышится неразрывная связь и перекличка двух социальных эпох, происходит слияние былой мечты и веры великого предшествен ника в «силу несокрушимую рати неисчис лимой», гениального предвидения будуще го— с их реальным, живым и непрестан ным воплощением и утверждением в нашей сегодняшней и завтрашней советской дейст вительности, в поэтическом ее отображении. Но теперь уже не в сравнении «немых на родных сил», отдаленно брезжущего «гря дущего» с затаенными «под корой Сибири льдистой» неизведанными «золотоносными жилами», а в зримом и гулком наступлении свободного труда на старый мир и дикую глухомань, на воспламененной и озаренной «сотнями солнц» социалистической инду стриализации земле Сибирской, на великой народной стройке «города-сада»,— и не в мечте поэта, а всего «через четыре года». Герою «Несчастных», одинокому мечта телю и мученику за счастье народное, гиб нущему в сибирских каторжных рудниках Кроту как бы отвечает из нового века, с той же, но несказанно преображаемой, помоло девшей сибирской земли один из «людей Кузнецка» — вчерашний пахарь, грабарь или каменщик, завтрашний шахтер или ста левар Хренов, видимо, так же, как и некра совский герой, наделенный самобытно рус ской простонародной фамилией. И некра совский возвышенно умозрительный образ: «Покажет Русь, что е с т ь в н е й л юд и , что есть г р я д у щ е е у ней»,— в стихотво рении Маяковского обретает совершенно конкретные, зримые и вещные очертания не в будущем, а в настоящем времени, утвер ждает и несет в себе могучий заряд и из лучение высокого социального и поэтическо го обобщения: Я зн а ю — го р о д б у д ет, я зн а ю — с а д у ц в есть, к о гд а т а к и е л ю д и в с т р а н е в с о в е т с к о й есть! Только в этом же локально «сибир ском» плане хотелось бы коснуться творче ства крупнейшего поэта-современника — А. Твардовского, в котором, на мой взгляд, наиболее органично и родственно, последо вательно и плодотворно сказываются, нова торски развиваются некрасовская народно поэтическая школа и традиция — не только в смысле преемственности и общности идей но-эстетических принципов и жизненно творческих истоков, но и всей образно-лек сической, тонально-ритмической основы и выразительной фактуры. С этой точки зре ния, «Страна Муравия» представляется как бы продолжением незавершенной некрасов ской эпопеи о жизни крестьянской России прошлого века и в какой-то мере ответом нового социального уклада на поставлен ный и раскрытый с потрясающей эпической силой, но не разрешимый в то время вели кий общенародный вопрос — «Кому на Руси жить хорошо». А Никита Моргу- нок, этот еще не оторвавшийся от вековой мелкособственнической пуповины, но тя нущийся к свету новой колхозной жизни «внук и правнук» «семерых временно обя занных» ходоков-искателей мужицкого счастья и правды-матки на земле русской, если еще не добирается до них, то уже ви дит верную дорогу к цели. Так и Василий Теркин несет в себе исконные свойства рус ского народного характера — неистощимое жизнелюбие, необоримую выносливость и стойкость, великодушие и добросердечность, безудержную удаль русского богатыря Са велия Клейменого, народного мстителя Ку- деяра и многих других некрасовских геро ев из народа. Вместе с тем, он воплощает в себе новые нравственные, общественные, душевные и волевые качества, беззаветность и оптимизм советского человека, тружени ка и солдата, порожденные и закаленные в величайших общенародных революцион ных, созидательных и ратных испытаниях и подвигах во имя общего блага и светлого будущего. И в «За далью — даль» во всю свою исполинскую мощь и ширь распахи вается образ Родины, и наполняется жи вой, полнокровной новизной и явью наших дней, которые провидел Некрасов с бере гов «великой реки рабства и тоски», кото рые предвещал сквозь «стон» и «ропот» народный: О св о б о ж д ен н ы й о т о к о в , Н а р о д н еу то м и м ы й С о зр е ет, густо за с е л и т П р и б р е ж н ы е п у сты н и ; Н а у к а во д ы у гл у б и т, П о гл а д к о й их р ав н и н е С у д а -ги га н т ы п о б егу т Н есч етн о ю то л п о ю , И б у д е т вечен б о д р ы й тр у д Н а д вечн ою р ек о ю ... Простирая этот некрасовский образ бу дущего на всю страну, насыщая его новым реальным содержанием, советский поэт со здает и новый образ своего народа, чело века труда — героя нашего времени, а вме сте с этим определяет и свое место в обще- народом деле; и так же, как его великий предшественник, эти образы соединяет и венчает Сибирью: Д а , я п р и ч астен го р д о й си л е И в это м м и р е б о га ты р ь. С то б о й , М о скв а, С то б о й , Р о сси я , С то б о ю , з в е з д н а я С и б и р ь!.. В трудную и сложную пору революцион ной борьбы в России, после подавления первой русской революции, разгула черно сотенной реакции, предательства и разбро да всяческих «праздно болтающих», 25 де кабря 1912 года ленинская «Правда» обра щалась к своему рабочему читателю с та ким призывом: «Если кто трудится и борется в надежде на лучшее будущее, какой бы черный и не благодарный труд ни утомлял его к концу рабочего дня, нужен его душе и отдых, и светлый праздник мысли, и поддержка дружеского сочувствия... Пусть позовет он к себе Некрасова, пусть перечтет его стра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2